Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | цель - иметь более полное представление о единой геосистеме Земля, как основном объекте геолого-географического изучения комплекса наук о Земле. задачи: 1. Ознакомиться со стратиграфичской шкалой. 2. Характеризовать каждую геологическую эру и периоды, как этапы развития оболочек Земли. 3. Выявить особенности геологической деятельности человека на окружающую природную среду и причины такого воздействия. 4. Определять принадлежность минералов к определенному классу. 5. Определять горные породы по происхождению. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - состав и строение Земли и земной коры; - геологические процессы; - развитие земной коры во времени; - этапы геологической истории земной коры; - эволюцию органического мира прошлого; - стратиграфическую шкалу; - геологическую деятельность человека и охрану геологической среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - увязывать географические и геологические знания в единую систему научного синтеза представлений о Земле; - строить геологические разрезы по разным профилям. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Работы со стратиграфической шкалой. 2. Составлять описание минералов и горных пород за счет знаний из минералогии и петрографии. 3. Определять принадлежность минералов к определенному классу и горных пород к той или иной группе по происхождению. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в геологию | ||||||
1.1. | Введение в геологию | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Земля как пространственная категория. | ||||||
2.1. | Земля как пространственная категория. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Введение в кристалографию. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-3 | Л2.1, Л3.1, Л1.3 |
2.3. | Учеие о симметрии | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Земля как пространственная категория. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Проблемы времени в геологии | ||||||
3.1. | Проблемы времени в геологии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Проблемы времени в геологии | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Уровни организации минерального вещества | ||||||
4.1. | Уровни организации минерального вещества | Лекции | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Минералогия. Определения и принципы классификации | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
4.3. | Описательная минералогия | Лабораторные | 1 | 10 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
4.4. | Уровни организации минерального вещества | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Процессы петрогенеза | ||||||
5.1. | Процессы петрогенеза | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Введение в петрографию | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
5.3. | Процессы петрогенеза | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Тектоника | ||||||
6.1. | Тектоника | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Тектоника | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил | ||||||
7.1. | Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Построение профилей по геологическим картам | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
7.3. | Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История развития геологии, как одной из важнейших наук о Земле. 2. Связь географии и экологии с геологией – общность и специфика сфер интересов. 3. Форма Земли – эволюционирующие представления. 4. Гипсометрические кривые Земли – геоморфология суши и моря. 5. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли. 6. Внутренние сферы Земли. 7. Относительная геохронология. 8. Абсолютная геохронология. 9. Геохронологическая шкала. 10. Стратиграфия и палеонтология. 11. Геофизические методы в хронологии Земли. 12. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли. 13. Кристаллографические системы. 14. Физические свойства минералов. 15. Классификация минералов. 16. Минеральный состав земной коры и горные породы. 17. Петрография. Классификация магматических горных пород. 18. Литогенез и седиментация. 19. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек. 20. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии. 21. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования. 22. Классификация осадочных горных пород. 23. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные). 24. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий. 25. Типы вулканических структур и извержений. 26. Этапы развития континентального рифта. 27. Факторы и типы метаморфизма и метасоматоза. 28. Интрузивный магматизм и формы его проявления. 29. Астроблемы. 30. Классификация метаморфических горных пород. 31. Факторы выветривания горных пород. 32. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания. 33. Профили кор выветривания. 34. Континентальное выветривание и гальмиролиз. 35. Тектонические движения и землетрясения. 36. Пликативные дислокации. 37. Дизъюнктивные деформации. 38. Платформы и подвижные пояса. 39. Геосинклинали и орогены. 40. Литосферные плиты и условия их «дрейфа». 41. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия. 42. Модели глобальной тектоники. 43. Геологическая деятельность ледников. 44. Геологическая деятельность ветра. 45. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. 46. Геологическая деятельность подземных вод. 47. Геологические процессы в районах «вечной» мерзлоты. 48. Геологическая деятельность озер и болот. 49. Геологическая деятельность океанов и морей. 50. Связь природных катастроф с геологическими процессами. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бутолин А. П., Галянина Н. П. | Геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Короновский Н. В. | ГЕОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Попов Ю. В., Пустовит О. Е. | Курс «Общая геология»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Милютин А.Г. | ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Милютин А.Г. | ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Лощинин В., Галянина Н. | Структурная геология и геологическое картирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» | www.geoinform.ru | ||
Э2 | Журнал «Минерал» | www.mineral-journal.ru | ||
Э3 | Геовикипедия | wiki.web.ru | ||
Э4 | Все о геологии | geo.web.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Геология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
403М | лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания к контролю усвоения дисциплины. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций; По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Методические указания для индивидуальных практических заданий. Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: устный ответ. Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям: 1.полнота раскрытия темы; 2.глубина и полнота анализа литературы; 3.наличие анализа, собственной авторской позиции; 4.использование современных литературных источников по проблеме; 5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования); 6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента. Примерные критерии оценки: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; -оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; -оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, консультируются с преподавателем. На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при выполнении творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, презентации. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос): Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происхо-дят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный во-прос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно отве-тить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п. |