МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы полевых исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Важов С.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы полевых исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины Методы полевых исследований – обучение основным современным методикам изучения численности, распространения, питания, размножения, миграций, индивидуального мечения и пр. наземных позвоночных.
Задачи дисциплины: студент должен:
– познакомиться с основными методами полевых исследований позвоночных животных;
– приобрести навыки их применения;
– научиться оценивать возможности применения различных методов для изучения конкретных представителей позвоночных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные принципы и подходы к исследованию экологии наземных позвоночных, используемые при изучении разных систематических и экологических групп;
Основные методики, используемые при изучении численности, пространственного распределения, питания, размножения, миграций наземных и водных позвоночных;
Технологию и принципы составления коллекций животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Изготовить коллекционный материал по зоологии;
Применить прежизненные методы для изучения животных;
Получать адекватную биологическую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки полевых сборов;
Навыками определения животных по внешнему виду, голосу, следам;
Методиками описания, хронометрирования, мечения и пр. с учетом норм и принципов биоэтики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наблюдение и определение позвоночных в их естественной среде
1.1. Наблюдение и способы определения амфибий и рептилий. Наблюдение и способы определения птиц. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.3
Раздел 2. Методы количественных учетов наземных позвоночных
2.1. Количественные учеты животных в зоологических исследованиях. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.3, Л2.2
2.2. Количественные учеты птиц. Площадный учет птиц. Учет птиц на полосе фиксированной ширины. Учет птиц без ограничения ширины полосы учета (метод Ю.С. Равкина). Количественные учеты птиц в период миграций. Учет птиц на токовищах. Лабораторные 5 12 ПК-1 Л2.3
2.3. Методы учета млекопитающих Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.3
Раздел 3. Изучение питания полевыми методами
3.1. Изучение питания животных в зоологии и экологии. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.3
3.2. Изучение размножения млекопитающих. Обследование животных как метод оценки их физиологического состояния. Изучение размножения у мелких грызунов и насекомоядных по результатам отловов в ловушки. Достоинства и недостатки этого метода. Схема биологического обследования пойманных зверьков. Микроскопические методы исследования участия зверьков в размножении. Определение возраста. Выявление числа детенышей в выводке и числа пометов в год. Особенности изучения размножения у белки, зайцев, сусликов, крота и др. Изучение размножения хищников. Оценка состояния кормовой базы как основного фактора, влияющего на размножение хищников. Основные трудности в изучении размножения хищников. Наличие латентной фазы у некоторых видов. Схема обследования добытого экземпляра животного. Изучение соотношения полов у эмбрионов и в популяции взрослых животных. Влияние на динамику размножения животных состояния кормовой базы, зараженности паразитами, гидротермических факторов и пр. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л2.3
Раздел 4. Изучение размножения амфибий и рептилий. Изучение размножения птиц.
4.1. Изучение размножения амфибий и рептилий. Изучение размножения птиц. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Изучение нор, гнезд, убежищ
5.1. Значение убежищ разного назначения для животных. Методы их исследования. Лекции 5 4 ПК-1 Л2.3
5.2. Изучение убежищ млекопитающих. Логовники, норники, гнездовники, землерои и характер их убежищ. Схемы обследования и описания их убежищ. Лабораторные 5 12 ПК-1 Л2.3
Раздел 6. Изучение онтогенеза наземных позвоночных
6.1. Значение изучения индивидуального развития наземных позвоночных. Изучение индивидуального развития амфибий. Снятие морфометрических параметров. Изучение индивидуального развития рептилий. Снятие морфометрических параметров рептилий. Схема описания птенцов при вылуплении. Изучение динамики морфологических признаков птенцов. Изучение динамики морфометрических признаков у птенцов. Изучение онтогенеза млекопитающих в природе и эксперименте. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Методы мечения позвоночных
7.1. Мечение земноводных и пресмыкающихся. Мечение в изучении млекопитающих. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.3
7.2. Методы мечения птиц. Кольцевание птиц как метод исследования отношения птиц к пространству. Гельголандская ловушка. Рыбачинская ловушка. Кольцевание с помощью паутинных сетей. Отлов лучками, бойками, на манную птицу, на магнитофонную запись и пр. Стандартные кольца для кольцевания птиц. Цветные ножные кольца. Окрашивание как способ мечения. Обрезка и выстригание перьев. Протезирование крупных перьев. Крыловые метки. Шейные кольца, воротники, пончо. Окрашивание корма. Радиомечение и радиобиотелеметрия. Визуальный метод. Радары в изучении миграций птиц. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1
Раздел 8. Методы изучения сезонной жиз-ни
8.1. Методика сбора материала по фенологии явлений природы. Экспериментальные методы сбора материалов по фенологии. Лекции 5 4 ПК-1 Л2.2
8.2. Фенология как наука. Фенологические наблюдения как важнейший фон для сезонного развития всех элементов природных систем. Основные фенофазы в жизни наземных позвоночных. Важнейшие феноявления абиотической среды. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л2.1, Л2.3
Раздел 9. Программы комплексного аутэко-логического изучения отдельных видов
9.1. Программы комплексного исследования амфибий. Программы комплексного исследования рептилий. Программы комплексного исследования птиц. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.3
9.2. Программы комплексного исследования млекопитающих. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.И. Общая орнитология: Учебник для студентов биол. спец. ун-тов М.: Высшая школа, 1982.
Л2.2 Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001
Л2.3 В.М. Константинов, В.Т. Бутьев, Е.Н. Дерим-Оглу и др Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учеб. пособие для студентов биол. факультетов пед. вузов М.: Издательский центр "Академия", 1999. http://bookre.org/reader?file=771035
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. http://zoomet.ru/novikov – Загл. с экрана. http:// www.zoomet.ru. http://zoomet.ru/novikov – Загл. с экрана.
Э2 Ирисова Н.Л. Методики полевых исследований экологии наземных позвоночных elibrary.asu.ru
Э3 Силантьева М.М. и др. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края elibrary.asu.ru
Э4 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методы полевых исследований».
Дисциплина «Методы полевых исследований» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методы полевых исследований». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.