МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая экология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными понятиями экологии и закономерностями приспособлениями живых организмов к окружающей среде, типами взаимоотношений организмов друг с другом; составом, структурой и динамикой экосистем надорганизменного уровня, принципами рационального использования и охраны природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-педагогические основы организации занятий по общей, системной и прикладной экологии и охраны окружающей среды
-словесные, наглядные и практические методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по общей экологии
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать методы обучения для эффективного усвоения знаний учащимися по курсу общей экологии
-осуществлять контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности по общей экологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-исследовательскими методами в сфере профессиональной деятельности
-навыками стимулирования учебно-познавательной деятельности по общей экологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию
1.1. История изучения, цели и задачи, основные экологические проблемы. Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Закономерности действия экологических факторов. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Эдафические и орографические факторы. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Основные среды жизни и приспособления к ним живых организмов. Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания. Организмы как среда обитания. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.6. Жизненные формы живых организмов. Биологические ритмы. Сам. работа 8 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Демэкология
3.1. Понятие популяции. Популяционная структура вида. Лекции 8 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.2. Пространственная, возрастная, половая и этологическая структура популяции Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.3. Жизненные стратегии. Гомеостаз и динамическое равновесие популяции. Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.4. Типы жизненных стратегий. Демографические таблицы. Устойчивость популяции. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.5. Виды популяций. Динамические и статистические параметры популяции. Генетическая структура популяции. Типы биотических отношений организмов. Сам. работа 8 14 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Синэколгия
4.1. Видовой состав биоценозов. Пространственная структура. Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.2. Видовое разнообразие сообществ. Ярусность, мозаичность и синузиальность сообществ. Понятие о консорции. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.3. Классификация биоценозов. Биологическая продуктивность. Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.4. Экотопические, фитоценотические и другие типы классификаций. Практические 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.5. Динамика и сукцессионные изменения биоценозов Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.6. Суточная и сезонная изменчивость биоценозов. Разногодичные изменения. Сукцессии. Практические 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.7. Видовое разнообразие и видовая насыщенность биоценозов. Структураная организация биоценозов. Сам. работа 8 17 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Биосфера
5.1. Круговороты веществ в биосфере. Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.2. Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.3. Учение В.И. Вернадского о биосфере Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.4. Содержание химических элементов в земной коре и живых организмах. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.5. Демографические проблемы биосферы Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.6. Понятие демографического взрыва. Демографические концепции роста народонаселения. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.7. Типы веществ, слагающие биосферу. Роль и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Сам. работа 8 18 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Охрана окружающей среды
6.1. Принципы организации особо охраняемых природных территорий. Красные книги. Лекции 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.2. Виды ООПТ. Красные и зеленые книги. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.3. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Лекции 8 1 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.4. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Практические 8 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.5. Заповедники и национальные парки. Памятники природы, заказники, зоны покоя и другие формы охраняемых территорий. Сам. работа 8 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.6. Экзамен Экзамен 8 27 ОПК-8 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степановских А. С. Биологическая экология. Теория и практика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
Л1.3 А.С. Степановских Общая экология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434663
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология 1. http://www.lib.asu.ru/
Э2 2. http://elibrary.ru
Э3 www.eco.rian.ru
Э4 www.biodat.ru,
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.