Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | сформировать у будущих педагогов навыки организация исследований в области изучения биологического разнообразия хозяйственно-значимых животных; обучить будущих преподавателей навыкам разработки мероприятий по восстановлению и культивированию биоресурсов; обучить будущих преподавателей основам экологического контролинга и менеджмента синантропных и пест-видов в урбоценозах; сформировато у будущих педагогов необходимые професиональные навыки для решения прикладных экологических задач муниципального, сельского и лесного хозяйства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-3 | способностью руководить исследовательской работой обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы организации зоологических исследований; принципы биологической этики; главные протоколы проведения исследований фауны позвоночных и беспозвоночных организмов; основные синантропные и пест-виды городских систем; особенности экологии и этологии синантропных и пест-видов животных; основные приципы экологического контроля и менеджмента; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить исследования фауны в условиях городских и аграрных систем; составлять программы исследований синантропных и пест-видов в различные временные периоды и сезоны; составлять грантовую заявку на поддержание научных и практических исследований; организовывать и проводить инвентаризацию и мониторинг городской фауны; составлять программу исследований биоразнообразия городских систем; осуществлять экологический контролинг пест-видов в условиях урбосистем; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения методов прикладной зоологии применительно к конкретным условиям городских систем и агроценозов; составления программы исследований сиснантропных и пест-видов в ращличные временные периоды и составления грантовых заявок на поддержание научных и практических исследований методами изучения городской фауны; приемами контроля численности пест-видов города и современными методиками оценки вредоносности пест-видов; спецификой применения методов прикладной зоологии применительно к конкретным условиям городских систеп и агроценозов; методами работы с первичной документацией по разнообразию и численности городской фауны; риемами организации полевых исследований в городских системах и аграрном секторе; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Основные направления прикладной зоологии. Категории хозяйственной значимости животных | ||||||
1.1. | Синантропные и пест-виды | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
1.2. | Синантропные и пест-виды | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Прикладная зоология беспозвоночных животных | ||||||
2.1. | Введение в прикладную энтомологию | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Насекомые агроэкосистем | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Прикладная зоология позвоночных животных | ||||||
3.1. | Основные направления прикладной орнитологии и териологии | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Кинология и фелинология. Экологические аспекты прикладной териологии | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Основы пест-менеждмента | ||||||
4.1. | Принципы управления численностью животных | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
4.2. | Стандарты и методы экологического контролинга | Сам. работа | 2 | 24 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Фандрайзинг и проектная деятелность | ||||||
5.1. | Поиск средств поддержки научных проектов и написание грантовых заявок. Научные публикации и отчеты. Экологическая журналистика. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Проектная деятльность. Подготовка прикладного проекта. | Сам. работа | 2 | 24 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Зачет | 2 | 4 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.2 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Черных Д.В. | Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802 |
Л2.2 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
403-402Л | лаборатория «Музей природы» – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест, рабочее место преподавателя – 1, оборудование для демонстрации экспозиции и хранения (научная и учебная коллекция) экспонатов музея: стационарные витрины с млекопитающими и птицами – 23 шт., витрины-тумбы яйца птиц – 1 шт., гнезда птиц -2 шт., рыбы – 1 шт., насекомые – 3 шт., фрагменты скелетов – 1 шт., коллекция растительных объектов – 2 шт., витрины для раковин моллюсков – 5 шт. Шкафы для хранения научной и учебной коллекций: 3 шт. (11 секций); шкафы-тумбы (нижние части тумб с гнездами и яйцами птиц, 3 секции). Коллекция единиц хранения животного мира: млекопитающие (чучела и тушки – 128 шт., черепа и фрагменты скелета – 357 шт., из них учебная коллекция – 372 шт.), птицы: чучела и тушки – 796, из них учебная коллекция 143; фрагменты тела – учебная коллекция –73 шт.; яйца птиц – 419 шт.; гнезда – 63; рептилии – 1 шт., рыбы – 13 шт.; беспозвоночные (иглокожие, ракообразные, моллюски– 450 шт., насекомые (бабочки – 2094 шт., жуки – 1625, клопы, стрекозы и др. – 206 шт.), коллекция объектов растительного мира (шишки, плоды и ботанические раритеты) – 165 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Прикладная зоология». Согласно учебному плану дисциплина «Прикладная зоология» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса. Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям: • Выполнение контрольных работ; • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем; • участие в дискуссиях; • участие в тренинге; • выступление с докладом. Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений. Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку. Самостоятельная работа студента Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: • просматривать основные определения и факты; • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; • готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях; • самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех). • Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения. Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку. Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал. Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Прикладная зоология» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы. Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу. Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы, словаря терминов, а также на защите доклада по выполненному реферату. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |