МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная зоология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав.каф. зоологии и физиологии, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у будущих педагогов навыки организация исследований в области изучения биологического разнообразия хозяйственно-значимых животных;
обучить будущих преподавателей навыкам разработки мероприятий по восстановлению и культивированию биоресурсов;
обучить будущих преподавателей основам экологического контролинга и менеджмента синантропных и пест-видов в урбоценозах;
сформировато у будущих педагогов необходимые професиональные навыки для решения прикладных экологических задач муниципального, сельского и лесного хозяйства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-3 способностью руководить исследовательской работой обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы организации зоологических исследований;
принципы биологической этики;
главные протоколы проведения исследований фауны позвоночных и беспозвоночных организмов;
основные синантропные и пест-виды городских систем;
особенности экологии и этологии синантропных и пест-видов животных;
основные приципы экологического контроля и менеджмента;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования фауны в условиях городских и аграрных систем;
составлять программы исследований синантропных и пест-видов в различные временные периоды и сезоны;
составлять грантовую заявку на поддержание научных и практических исследований;
организовывать и проводить инвентаризацию и мониторинг городской фауны;
составлять программу исследований биоразнообразия городских систем;
осуществлять экологический контролинг пест-видов в условиях урбосистем;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов прикладной зоологии применительно к конкретным условиям городских систем и агроценозов;
составления программы исследований сиснантропных и пест-видов в ращличные временные периоды и
составления грантовых заявок на поддержание научных и практических исследований методами изучения городской фауны;
приемами контроля численности пест-видов города и современными методиками оценки вредоносности пест-видов;
спецификой применения методов прикладной зоологии применительно к конкретным условиям городских систеп и агроценозов;
методами работы с первичной документацией по разнообразию и численности городской фауны;
риемами организации полевых исследований в городских системах и аграрном секторе;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные направления прикладной зоологии. Категории хозяйственной значимости животных
1.1. Синантропные и пест-виды Практические 2 2 ОК-2 Л1.1
1.2. Синантропные и пест-виды Сам. работа 2 16 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Прикладная зоология беспозвоночных животных
2.1. Введение в прикладную энтомологию Практические 2 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Насекомые агроэкосистем Сам. работа 2 16 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Прикладная зоология позвоночных животных
3.1. Основные направления прикладной орнитологии и териологии Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2
3.2. Кинология и фелинология. Экологические аспекты прикладной териологии Сам. работа 2 14 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Основы пест-менеждмента
4.1. Принципы управления численностью животных Практические 2 2 ОК-2 Л1.1
4.2. Стандарты и методы экологического контролинга Сам. работа 2 24 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Фандрайзинг и проектная деятелность
5.1. Поиск средств поддержки научных проектов и написание грантовых заявок. Научные публикации и отчеты. Экологическая журналистика. Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Проектная деятльность. Подготовка прикладного проекта. Сам. работа 2 24 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Зачет 2 4 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.2 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
Л2.2 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
403-402Л лаборатория «Музей природы» – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест, рабочее место преподавателя – 1, оборудование для демонстрации экспозиции и хранения (научная и учебная коллекция) экспонатов музея: стационарные витрины с млекопитающими и птицами – 23 шт., витрины-тумбы яйца птиц – 1 шт., гнезда птиц -2 шт., рыбы – 1 шт., насекомые – 3 шт., фрагменты скелетов – 1 шт., коллекция растительных объектов – 2 шт., витрины для раковин моллюсков – 5 шт. Шкафы для хранения научной и учебной коллекций: 3 шт. (11 секций); шкафы-тумбы (нижние части тумб с гнездами и яйцами птиц, 3 секции). Коллекция единиц хранения животного мира: млекопитающие (чучела и тушки – 128 шт., черепа и фрагменты скелета – 357 шт., из них учебная коллекция – 372 шт.), птицы: чучела и тушки – 796, из них учебная коллекция 143; фрагменты тела – учебная коллекция –73 шт.; яйца птиц – 419 шт.; гнезда – 63; рептилии – 1 шт., рыбы – 13 шт.; беспозвоночные (иглокожие, ракообразные, моллюски– 450 шт., насекомые (бабочки – 2094 шт., жуки – 1625, клопы, стрекозы и др. – 206 шт.), коллекция объектов растительного мира (шишки, плоды и ботанические раритеты) – 165 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Прикладная зоология».
Согласно учебному плану дисциплина «Прикладная зоология» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• участие в тренинге;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех).
• Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал.
Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Прикладная зоология» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы.
Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу.
Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы, словаря терминов, а также на защите доклада по выполненному реферату. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.