МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы сохранения генофонда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы сохранения генофонда

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов наиболее полного и комплексного представления о важности и способах сохранения биологического разнооб-разия планеты в самом широком смысле, включая видовое разнообразие, генетическое, зоогеографическое, биоценотическое, морфологическое и пр.; воспитание экологического мышления и экологической культуры.
Задачи дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен:
– понять безальтернативность решения проблемы сохранения генофонда животных как необходимого (хотя и не достаточного) условия сохранения на Земле человека как биологического вида;
– иметь представление о важнейших направлениях взаимодействия и взаимоприспособления человека и животных (доместикация, синантропизация, интродукция, реинтродукция), в процессе и в результате которых человечество может и должно сохранить значительную часть биологического разнообразия;
– знать основные стратегические направления решения проблемы сохранения природных систем, коими являются выделение особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников), искусственное разведение животных; консервация генетического материала в целях возможного дальнейшего использования для восстановления видов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состояние генофонда и биологического разнообразия в планетарном масштабе
сферы и виды деятельности человека, ведущие к сокращению биоразнообразия и генофонда; методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии; основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы
методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии;
основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы
3.2.Уметь:
3.2.1.
оценить категорию редкости вида, пользуясь известными критериями;
выбрать адекватную стратегию и тактику его сохранения.
оценить категорию редкости вида;
подбирать методы по сохранению биоразнообразия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми теоретическими знаниями о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов
методами оценки состояния популяций, оценки вероятности сохранения или исчезновения популяции;
методиками ее изучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биология охраны природы как самостоя-тельная область знания
1.1. Предмет, объект, цели и методы биологии охраны природы. Исторические корни биологии охраны природы. Задачи охраны природы. Теоретические и практические до-стижения биологии охраны природы. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие генофонда и биологического разнообразия; их соотношение. Видовое многообразие – результат длительной и неповторимой эволюции. Персистенция и персистентные виды. Сохранение генофонда и разнообразия биоты – важнейшая задача человечества. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Причины сокращения численности и вымирания растений
2.1. Причины сокращения численности и вымирания видов Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Уничтожение живых организмов в результате различных видов хозяйственной деятельности. Резкое изменение среды обитания. Направленное изменение природных систем. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Деградация местообитаний живых организмов как побочный результат хозяйственной деятельности. Загрязнения среды обитания животных (пестицидами, удобрениями, нефтепродуктами, радиационное и др.) Инженерная деятельность и ее последствия для живого. Антропогенное изменение климата. Парниковый эффект. Интродукция как фактор изменения биоразнообразия. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Сокращение численности видов и его последствия
3.1. Формы проявления сокращения численности. Инсуляция. Образование би-, три-, полирегиональных ареалов. Биоценотические последствия сокращения численности популяций Лекции 7 2 Л1.1
3.2. Генетические последствия деградации популяций. Инбредная депрессия. Ситуация "бутылочного горлышка". Истощение дисперсии. Дрейф генов. Эволюционные послед-ствия сокращения численности популяций. Лабораторные 7 4 Л1.1
Раздел 4. Красные книги МСОП, национальные, региональные в системе сохранения биоразнообразия
4.1. Красные книги разных уровней как научные и юридические документы. Проблемы и принципы составления видовых списков для Красных книг. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Структура Красных книг. Категории статуса видов, включенных в Красные книги разного ранга. Ведение Красных книг. Лабораторные 7 6 Л1.1, Л2.1
4.3. Растения Алтайского края, включенные в Красные книги МСОП, РФ. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Глобальные формы взаимодействия социума и биоты
5.1. Доместикация и ее влияние на генофонд Лекции 7 2 Л1.1
5.2. Интродукция: примеры, масштабы, последствия. Лабораторные 7 6 Л1.1, Л1.2
5.3. Синантропизация и ее влияние на генофонд. Понятие синантропиза-ции. Синантропизация как глобальный фактор воздействия социума на биоту. Понятие антропогенного ландшафта. Элементы антропогенного ландшафта и их влияние на численность и пространственное распределение видов. Антропогенный ландшафт как аналог естественного. Особенности антропогенного ландшафта. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Способы сохранения генофонда
6.1. Способы сохранения генофонда путем криоконсервации геномов Лекции 7 1 Л1.1
6.2. Способы сохранения генофонда путем разведения в неволе. Способы сохранения в составе природных систем. Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 7. Некоторые особенности исследования редких видов
7.1. Особенности постановки цели и задач. Ограниченность общепринятых методов полевых исследований при изучении биологии редких видов Лекции 7 1 Л1.1
7.2. Различия в актуализации исследования отдельных аспектов биологии редких и обычных видов. Ограничения, накладываемые на методические подходы к исследованиям редких видов их статусом. Специальные методики и приемы исследований. Сам. работа 7 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы
по курсу «Проблемы сохранения генофонда животных»

1. Понятие о биологическом разнообразии. Соотношение понятий генетического и биологического разнообразия.
2. Естественные причины вымирания животных.
3. Виды деятельности человека, влияющие на состояние популяций животных через изъятие части популяции или отдельных особей (прямое уничтожение).
4. Загрязнения различной природы среды обитания животных в процессе хозяйственной деятельности и его влияние на состояние животного населения.
5. Инженерная деятельность и ее влияние на состояние популяций животных.
6. Интродукция животных как фактор изменения биоразнообразия: примеры, масштабы, последствия.
7. Биоценотические последствия сокращения численности популяций.
8. Генетические последствия деградации популяций. Инбредная депрессия. Ситуация "бутылочного горлышка". Истощение дисперсии. Дрейф генов.
9. Эволюционные последствия сокращения численности популяций.
10. Структура Красных книг. Категории статуса видов, включенных в Красные книги разного ранга. Ведение Красных книг.
11. Источники признаков домашних животных, отличающих их от диких предков.
12. Признаки, являющиеся результатом направленного отбора на хозяйственно-ценные свойства домашних животных.
13. Понятие синантропизации. Синантропизация как глобальный фактор воздействия социума на биоту.
14. Отношение животных к человеку и результатам его деятельности. Антропофильные, антропофобные и антропотолерантные виды и их реакции на присутствие человека. Облигатные и факультативные синантропы.
15. Изменение различных аспектов биологии животных в результате синантропизации.
16. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Особенности функционирования основных форм ООПТ.
17. Зоопарки, их функции, роль в сохранении генофонда животных.
18. Питомники комплексные, специализированные, профилированные. Особенности их функционирования, специфические цели и задачи.
19. Практика выпуска в естественную среду животных, выращенных в неволе. Специальные методики и приемы.
20. Физиологическая консервация. Криоконсервация биологических объектов в природе и эксперименте.
21. Глубокое замораживание и хранение биологических объектов как метод сохранения генофонда животных.

Темы реферативных работ:
1. Система ООПТ как особый вид хозяйственной деятельности.
2. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, их положительные и отрицательные стороны в качестве ООПТ.
3. Основные функции заповедников как наиболее совершенной формы ООПТ,
4. Основные принципы создания системы заповедников.
5. Основные принципы островной биогеографии как теоретическая основа выделения заповедных участков.
6. Предпочтительность одной большой территории перед несколькими маленькими.
7. Форма территории и ее значение для функционирования заповедника. Критерий индекса формы.
8. Отношение периметра к площади и площади к периметру заповедника как важнейшие критерии качества территории.
9. Опушечный эффект и его значение для природных систем заповедной территории.
10. Методы оценки видового разнообразия. Абсолютное и относительное разнообразие.
11. Динамика видового разнообразия в заповедниках, ее причины и методы изучения.
12. Репрезентативность фауны как показатель видового разнообразия. Относительность критерия репрезентативности.
13. Понятие редкого вида. Трудности использования этого понятия. Международная система категорий редкости видов.
14. Соотношение критериев видового разнообразия и редкости видов при оценке значимости территории.
15. Видовое разнообразие как критерий способности сообщества к автономному функционированию.
16. Равновесие в системе «хищник-жертва» как показатель устойчивости системы. Примеры антропогенного нарушения этой системы в заповедниках.
17. Зоогенные сукцессии как следствие вмешательства в естественные процессы заповедников.
18. Изучение отношений между копытными и крупными хищниками как основа для решения вопроса об оптимальных размерах заповедника.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Красные книги как инструмент сохранения биоразнообразия.
2. Критерии категорий редкости угрожаемых видов и их использование.
3. Принципы составления списка «краснокнижных» видов.
4. Структура видовых очерков в Красных книгах.
5. Ведение Красных книг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
Л1.2 Емельянов А.Г. Основы природопользования: М.: Академа, 2004 25
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края (животные): Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 http://old.ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
Э3 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 50 баллов, получает неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников (1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью
При проведении итогового контроля в форме зачёта:
Отметка «зачтено» выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации, отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Проблемы сохранения генофонда животных как специальная дисциплина являет-ся в ряду прочих зоологических дисциплин, посвященных изучению отдельных классов животного царства, весьма важным звеном в системе подготовки специалистов-зоологов. Результатом преподавания этой дисциплины должно стать формирование у студентов наиболее полного и комплексного представления о важности сохранения биологического разнообразия планеты в самом широком смысле, включая видовое разнообразие, генети-ческое, зоогеографическое, биоценотическое, морфологическое и пр. В процессе препо-давания курса необходимо донести до студентов безальтернативность этой проблемы, то есть донести идею о том, что вариант неуспеха в решении этой проблемы автоматически несет с собой невозможность существования в разрушенной среде не только зооты, но и самого человека. Именно этот курс естественным образом воспитывает слушателей в ду-хе "экологичного", щадящего, но и в то же время и рационального отношения к живой природе, в основе которого лежит научный подход, основанный на знании законов эко-логии. Рассматриваются также пути и методы, которые могут обеспечить или будут спо-собствовать сохранению биологического разнообразия.
Основная форма работы со студентами – лекционная. Предполагаются также семи-нарские занятия, в задачу которых входит обсуждение некоторых тем, которые носят дискуссионный характер.
Текущий контроль проводится в форме коллоквиумов, итоговый – в виде экзамена.
Результирующая оценка складывается из оценок за ответы на коллоквиумах, вы-ступления на семинарских занятиях и экзаменационной.

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации, отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине.
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям
следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса.
Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников (1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший
основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».