Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А.В. Мацюра
1.1. | Цель освоения учебной дисциплины «Современные проблемы биологии» - сформировать у бакалавров целостное представление о биологии как науке о жизни (живой природе), предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой, а также научно-биологическое мышление, обеспечивающее комплексный подход к анализу и решению общих и специальных биологических проблем В задачи курса «Современные проблемы биологии» входит рассмотрение ряда проблем, возникших в биологии во 2-й половине 20-го века и в начале 21-го века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
ОПК-9 | способностью профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные проблемы современной биологии; проблемы и методологические аспекты современных биологических проблем; методологические достижения и перспективные направления развития биологический наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии и эволюционной теории. историю становления и развития системы «общество природа»; экологические проблемы, связанные с отраслевым, территориальным и ресурсным природопользованием; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять научные знания в учебной и профессиональной деятельности; осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания; ориентироваться в массивах биологической информации, использовать полученные знания в профессиональной деятельности. демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований. - определять первичные причины возникновения этих проблем и способы их решения - использовать методологические принципы функционально-стоимостного анализа при разработке территориальных природоохранных программ; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию биологических дисциплин, ведению дискуссии; методологическими основами современной науки, современной биологической терминологией, навыками работы с научной литературой и анализа имеющейся информации, культурой дискуссии, постановки и решения задач; способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов - навыками использования фундаментальных биологических знаний при решении глобальных проблем; - навыками способности решения глобальных и региональных экологических проблем в практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию | ||||||
1.1. | Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь». | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | |
1.2. | «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь». Геохимический круговорот. | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-3 | |
Раздел 2. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни. | ||||||
2.1. | Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей).РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | |
2.2. | Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества. | Практические | 2 | 12 | ОПК-3 | |
2.3. | ДНК. РНК, белки, строение и функции. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3 | |
Раздел 3. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности. | ||||||
3.1. | Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки. Климат древнейших эпох. Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.1 |
3.2. | Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета). | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.1 |
Раздел 4. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. | ||||||
4.1. | Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков. Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1 |
4.2. | Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных). | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Учение о биосфере. Взрывнародонаселения – кризис – коллапс – стабилизация. | ||||||
5.1. | Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | |
5.2. | Механизмы торможения численности. Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества. | Практические | 2 | 10 | ОПК-3 | Л2.1 |
Раздел 6. Биология человека. Механизмы регуляции численности. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь Что ждет человечество? | ||||||
6.1. | Ультимативные и сигнальные факторы: количество пищи, качество пищи, энергетический баланс организма, качество среды обитания, загрязнение, хищники, паразиты, возбудители болезней. Биологическая емкость среды. Плотность населения. Будущее человечества | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.1 |
6.2. | Агрессивность. Забота о собственной гигиене и чистоте места обитания. Медицина и здоровье человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3 | Л2.1 |
Раздел 7. Биотехнология. Современные направления биотехнологии | ||||||
7.1. | Современные направления физико-химической биологии и биотехнологии. Сущность наиболее значимых завершенных разработок в области биотехнологии. Экспертная оценка эффективности и биобезопасности биотехнологических работок. Пропагандирование успехов современной биотехнологии, оценка рисков от внедрения биотехнологических разработок в практику. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.2 |
7.2. | Законодательство в области регулирования генно-инженерной деятельности и клонирования. Проблемы биобезопасности, связанные с внедрением биотехнологических разработок в практику. Экспертная оценка эффективности и биобезопасности биотехнологических работок. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2 |
7.3. | Пропагандирование успехов современной биотехнологии, оценка рисков от внедрения биотехнологических разработок в практику. | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3 | Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов А.А. | Концепции современного естествознания: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | 7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иорданский Н.Н. | Эволюция жизни: | М.: Академия, 2001 | |
Л2.2 | Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. | БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов | М. : Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.http://www.vogis.org | |||
Э2 | 2.http://www.medgenetics.ru | |||
Э3 | 3.http://molbiol.edu.ru | |||
Э4 | 4.http://www.molecbio.com | |||
Э5 | 5.http://www.biomednet.com | |||
Э6 | 6.http://genetics.rusmedserv.com/ | |||
Э7 | 7.http://cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/009/384.htm | |||
Э8 | 8.www.geneforum.ru/ | |||
Э9 | 9.http://humgenlab.vigg.ru/ | |||
Э10 | 10.http://www.medgen.ru/ | |||
Э11 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Интернет-ресурсы: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)http://www.uic.nnov.ru/pustyn/lib/repin/stvol.htm http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/1-1.php http://www.scorcher.ru/journal/art/immun_iz_kogi.php http://www.rkm.kz/node/928 (http://www.fermer.ru/sovet/ptitsevodstvo/80255) http://www.gerontomed.ru/stati/ http://humbio.ru/humbio/starenie/000184f0.htm; http://www.vechnayamolodost.ru/pages/teoriistarenija/tevmt06.html http://moikompas.ru/compas/regulyaciya_kletochnogo_cikla_ro http://pensilvaniaclub.siteedit.ru/home/1/2/ http://www.vechnayamolodost.ru/pages/nanotehnol/o_razvitii__nanobiotehnologii.html http://www.sciencevsaging.org/ru/node/47. http://www.tmefp.com/proj/proj_01.html, sibamrita.ru/info.doc http://www.ideasandmoney.ru/Pptz/Details/59 http://www.zelife.ru/ekoplanet/biodiversity/7875-sop.html http://www.microzym.ru/pondtreatment.htm http://www.zelife.ru/ekoplanet/humanenvironment/6950-ecosystemsmng.html http://scipeople.com/publication/69887/ http://www.c.bio.ru http://www.bibliofond.ru http://www.microzym.ru http://www.bioplaneta.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Методические указания студентам по освоению дисциплины. Обучение по дисциплине «Современные проблемы биологии» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические работы) и самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия дисциплины предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций. С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку: знакомит с новы м учебным материалом; разъясняет учебные элементы, трудные для понимания; систематизирует учебный материал; ориентирует в учебном процессе. Подготовка к лекции заключается в следующем: внимательно прочитайте материал предыдущей лекции; узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора); ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям; постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке; запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции. Подготовка к семинарским занятиям: внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям; выпишите основные термины; ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятия м, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов; уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя; готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы; рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения. Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией: программой дисциплины; перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть; тематическими планами лекций, семинарских занятий; контрольными мероприятиями; учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами; перечнем экзаменационных вопросов. После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятия х позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета. |