Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | 1.1 Целью освоения учебной дисциплины «Частная ихтиология и филогения рыб» является сформировать у студентов представления о биологических особенностях круглоротых и рыб с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий. 1.2 Задачи: 1.3 - объяснить исторические концепции и современные представления о системе рыбообразных и рыб; 1.4 - обосновать принципы и подходы к классификации животных по таксономическим признакам на примере надкласса Рыбы; 1.5 - рассмотреть происхождение и эволюцию рыб на примере разнообразных систематических групп. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы систематики; зоологической классификации и номенклатуры; - современные представления о систематике и филогении круглоротых и рыб; - все виды рыб, включенных в Красную Книгу Алтайского края, в Красную Книгу России,в Международную Красную Книгу и категорию их охраны. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выделить обосновать выделение разнообразных систематических групп рыб: от внутривидовых группировок до классов включительно; - применить на практике морфологические и морфометрические различия при определении различных видов рыб с использованием специальных определителей; - выделить отдельные виды рыб как биоиндикаторов оценки состояния водных экосистем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками определения, описания и систематизации рыб при возможности их реализации в профессиональной деятельности; - основными методиками использования рыб как тест-объектов; - методами и методиками использования рыб как тест-объектов при возможности их реализации в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Система рыбообразных и рыб | ||||||
1.1. | Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2 |
1.2. | Принципы внутривидовой систематики. Правила номенклатуры | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.2 |
1.3. | Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. Основные этапы развития учения о виде. Понятие о виде в современной ихтиологии. Географическая и экологическая изменчивость в мире рыб. Филогения рыб | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-3 | Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Класс круглоротых | ||||||
2.1. | Ископаемые бесчелюстные, черты сходства с современными круглоротыми | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2 |
2.2. | Класс Круглоротые | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.2 |
2.3. | Миноги и миксины: отличительные черты строения, систематика, распространение, особенности жизненного цикла у различных форм. Признаки первичной примитивности и вторичные упрощения, связанные с особенностями жизненного цикла. Хозяйственное значение | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Класс хрящевые рыбы | ||||||
3.1. | Происхождение пластинчатожаберных, основные черты строения. Черты первичной примитивности и высокой специализации у акуловых рыб. Акулы и скаты- типичные представители, распространение | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1 |
3.2. | Происхождение пластинчатожаберных, основные черты строения. Черты первичной примитивности и высокой специализации у акуловых рыб. Акулы и скаты- типичные представители, распространение, хозяйственное значение. Основные направления филогенетических адаптаций акулообразных. Подкласс цельноголовые рыбы. Особенности строения, распространение, биология основных видов | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Подкласс лучеперые. Хрящевые ганоиды | ||||||
4.1. | Хрящевые ганоиды. Основные черты морфологии, признаки первичной примитивности и идиоадаптивной радиации биологического прогресса | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1 |
4.2. | Положение осетровых в системе рыб. Характеристика, распространение и промысловое значение различных видов и родов осетровых рыб. Внутрипопуляционная биологическая дифференциация различных представителей. Охраняемые виды | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Эволюция костистых рыб | ||||||
5.1. | Основные эволюционные преобразования в пределах системы | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.2 |
5.2. | Современные взгляды на систему Костистых рыб. Основные эволюционные преобразования в пределах системы. Роль костистых рыб в гидросфере, удельный вес в рыбном промысле | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л2.2 |
Раздел 6. Раздел 6. Морфология и систематика костистых рыб | ||||||
6.1. | Отряд Лососеобразные. Основные черты строения. Внутривидовая биологическая дифференциация и ее значение на ряде примеров. Системы видовых адаптаций. Миграции, хоминг, ориентация при миграциях | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2 |
6.2. | Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Отряд Окунеобразные. Основные черты строения, обзор системы отряда, многообразие форм. Примеры приспособлений, связанные с размножением и питанием. Распространение, образ жизни и промысловое значение представителей основных семейств, родов и видов ихтиофауны внутренних континентальных водоемов России. Охраняемые виды | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.2 |
Раздел 7. Раздел 7. Зоогеография рыб | ||||||
7.1. | Пути эволюции и направления филогенетических адаптаций в пределах основных ветвей и отрядов рыбообразных и рыб | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1 |
7.2. | Основные зоогеографические закономерности распространения рыб. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.2 |
Раздел 8. Раздел 8. Морфология, cистематика и экология основных отрядов лучеперых рыб | ||||||
8.1. | Определение рыб | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.2 |
8.2. | Экология основных отрядов лучеперых рыб | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Б. Журавлев | Рыбы бассейна Верхней Оби : | АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Журавлев В.Б., Ломакин С.Л., Сатюков С.Н., Журавлев В.Б. | Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] | Барнаул: [Алтай], 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.rnl.ru Российская национальная библиотека | |||
Э2 | https://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLibrary | |||
Э3 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. Э2 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана. Э3 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана. 1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН 2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся 3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского 4. http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека 5. http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Частная ихтиология". Дисциплина "Частная ихтиология" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Частная ихтиология". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Эти желтые абзацы вставить при необходимости по вашему усмотрению. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |