Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.06.01. Биологические науки |
Направленность | Ботаника |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 06_06_01_Ботаника-34-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 21 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 32 | 32 | 56 | 56 |
Практические | 30 | 30 | 40 | 40 | 70 | 70 |
Сам. работа | 54 | 54 | 45 | 45 | 99 | 99 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Изучение и познание процессов формирование растительного покрова в исторически отдаленные времена и в современный период времение. Оценить значение человека и его влияние на растительный покров в различные периоды времени. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-5 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ПК-1 | способностью демонстрировать системное понимание теоретических проблем происхождения, и развития растительного мира, его разнообразия, классификации, географического распространения и номенклатуры разных групп растений и растительных сообществ, флор Земного шара |
ПК-2 | способностью использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию |
ПК-3 | способностью планировать и разрабатывать подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные таксоны и синтаксоны растительного мира, их классификацию, географическое распространение и номенклатуру, теории происхождения и развития растительного мира, особенности флор Земного шара; биологические понятия, положенные в основу филогенетической систематики, основы ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики и происхождении флор Земного шара. Теоретические основы современных лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенез, физиологию, биохимию, систематику, филогению, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию; принципы работы и основные методики современных лабораторных и полевых приборов для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии, биохимии, систематики, филогении растений. Теоретические основы планирования и разработки подходов и методов рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; эколого-правовые требования и законодательные акты, регламентирующие рациональное использование растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Основные научные подходы к исследуемому материалу; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Теоретические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы; новейшие отечественные и зарубежные теории обучения и личностного развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Описать теоретические проблемы происхождения и развития растительного мира, его разнообразие, классификации, географическое распространение и номенклатуру разных групп растений, и растительных сообществ, и флор Земного шара; анализировать и сопоставлять полученные палеогеографические, палеоклиматические и палеоботанические, филоценогенетические и филогенетические сведения для системного понимания проблем происхождения и развития растительного мира, его разнообразия. Использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений; применять современные лабораторные и полевые методы исследований и сопоставлять полученные результаты изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Планировать и разрабатывать мероприятия по рациональному использованию растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; исходя из эколого-правовых требований и законодательных актов, регламентирующих рациональное использование, планировать и разрабатывать подходы и методы применения растений в практических целях. Выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов. Применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза в исследованиях; анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических положений психолого-педагогической науки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет приемами работы с научной литературой, составления аналитических обзоров по истории растительного покрова изучаемых территорий, составления конспектов флор, использования схем флористического районирования и обзоров исторических смен растительного покрова, состава синантропного компонента; навыками работы по изучению систематического состава флор, основных систем филогенетических классификаций высших растений, основами ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики таксонов и флор. Владеет различными методиками лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении; обоснованно выбирать и применять различные методики лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Владеет опытом внедрения запланированных и разработанных подходов использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; обоснованно выбирать и применять различные подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Владеет навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Владеет навыками самостоятельного использования и применения в практической профессиональной деятельности методов изучения личности аспиранта и преподавателя; интерактивными технологиями интенсификации и проблемизации обучения в высшей школе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблемы филогении основных групп растений и филоценогенеза. | ||||||
1.1. | Происхождение основных групп растений и их эволюция | Лекции | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Основные события в эволюции растительного мира: альгофит, палеофит, мезофит, кайнофит | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Виды ископаемого материала и его сохранность | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.4. | Филогения цветковых растений и эволюция основных подклассов системы Тахтаджана | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.5. | Особенности развития флоры третичное время | Практические | 3 | 4 | УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.6. | Формирование растительного покрова четвертичное время плейстоцене | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.7. | Влияние человека на формирование растительного покрова | Лекции | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.8. | Происхождение культурных растений. основные центры происхождения. Хозяйственно-экономические группы растений | Практические | 3 | 4 | УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.9. | Ресурсные виды растений и их рациональное использование | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.10. | Флорогенетика как наука и тенденции ее развития | Лекции | 3 | 6 | ПК-3, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.11. | Флорогенетические построения.Флорогенез. Филоценогенез. Флороценотипы | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.12. | Реликтовые виды и сообщества Доказательства реликтовости. Классификации реликтов | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.13. | Исторические и новейшие элементы флоры | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.14. | Флорогенетический анализ и его интерпретация | Практические | 3 | 10 | ПК-3, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.15. | Классификация флороценотипов | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.16. | Флорогенетический анализ определенной преподавателем территории | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.17. | Зачет | 3 | 0 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Основные проблемы инвазийной биологии | ||||||
2.1. | Основные проблемы инвазийной биологии | Лекции | 4 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Поиск основных инвазивных видов в определителях | Практические | 4 | 20 | УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Проведение сравнительного анализа по различным территориям Сибирского федерального округа | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Характерные особенности инвазийных растений на современном этапе | Лекции | 4 | 10 | ПК-1, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Обработка собственного материала и создание основных таблиц | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Разделение инвазийных видов растений по имеющимся классификациям зарубежных авторов | Практические | 4 | 20 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | Использование современных баз данных для получения информации по инвазиям | Лекции | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.8. | Аналих данных периодических изданий по инвазиям | Сам. работа | 4 | 17 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.9. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева | Культурные растения СССР: | Мысль, 1978 | 18 |
Л1.2 | Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. | Современная наука о растительности: Учебник | Логос, 2000 | 13 |
Л1.3 | М. М. Силантьева, Н. В. Елесова | Типологические особенности флор: учеб. пособие : | АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979 |
Л1.4 | отв. ред. П.Д. Соколов | Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: | Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 | 14 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. А. Терехина, П. А. Косачев, Н. Ю. Сперанская | Высшие семенные растения: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | А.А. Соколов | Лекарственные растения: учеб. -метод. пособие | КГУ, 2001 | 1 |
Л2.3 | Терехина Т. А. | Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие | Барнаул: [Пять плюс], 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Глобальная система по биоразнообразию (GBIF | www.gbif.org | ||
Э6 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
301Л | лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Актуальные проблемы ботаники». Дисциплина Актуальные проблемы ботаники включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций аспирант получает систематизированные научные знания по двум проблемам ботаники: эволюции растительного мира и инвазионная биология. Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета и экзамена. Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение двух семестров проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета в 3 семестре и экзамена в 4 семестре. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации аспиранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |