МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы флорогенетики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьБотаника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Ботаника-2-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 21 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 32 32 56 56
Практические 30 30 40 40 70 70
Сам. работа 54 54 45 45 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы флорогенетики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины – сформировать представления о методологии и методах флорогенетического исследования и основных этапах развития растительного покрова Земли в фанерозое.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью демонстрировать системное понимание теоретических проблем происхождения, и развития растительного мира, его разнообразия, классификации, географического распространения и номенклатуры разных групп растений и растительных сообществ, флор Земного шара
ПК-2 способностью использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию
ПК-3 способностью планировать и разрабатывать подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные таксоны и синтаксоны растительного мира, их классификацию, географическое распространение и номенклатуру, теории происхождения и развития растительного мира, особенности флор Земного шара; биологические понятия, положенные в основу филогенетической систематики, основы ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики и происхождении флор Земного шара. Теоретические основы современных лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенез, физиологию, биохимию, систематику, филогению, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию; принципы работы и основные методики современных лабораторных и полевых приборов для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии, биохимии, систематики, филогении растений. Теоретические основы планирования и разработки подходов и методов рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; эколого-правовые требования и законодательные акты, регламентирующие рациональное использование растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Основные научные подходы к исследуемому материалу; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Теоретические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы; новейшие отечественные и зарубежные теории обучения и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Описать теоретические проблемы происхождения и развития растительного мира, его разнообразие, классификации, географическое распространение и номенклатуру разных групп растений, и растительных сообществ, и флор Земного шара; анализировать и сопоставлять полученные палеогеографические, палеоклиматические и палеоботанические, филоценогенетические и филогенетические сведения для системного понимания проблем происхождения и развития растительного мира, его разнообразия. Использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений; применять современные лабораторные и полевые методы исследований и сопоставлять полученные результаты изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Планировать и разрабатывать мероприятия по рациональному использованию растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; исходя из эколого-правовых требований и законодательных актов, регламентирующих рациональное использование, планировать и разрабатывать подходы и методы применения растений в практических целях. Выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов. Применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза в исследованиях; анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических положений психолого-педагогической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет приемами работы с научной литературой, составления аналитических обзоров по истории растительного покрова изучаемых территорий, составления конспектов флор, использования схем флористического районирования и обзоров исторических смен растительного покрова, состава синантропного компонента; навыками работы по изучению систематического состава флор, основных систем филогенетических классификаций высших растений, основами ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики таксонов и флор. Владеет различными методиками лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении; обоснованно выбирать и применять различные методики лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Владеет опытом внедрения запланированных и разработанных подходов использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; обоснованно выбирать и применять различные подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Владеет навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Владеет навыками самостоятельного использования и применения в практической профессиональной деятельности методов изучения личности аспиранта и преподавателя; интерактивными технологиями интенсификации и проблемизации обучения в высшей школе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы исторической реконструкции
1.1. Структурно-функциональной организации наземных палеоэкосистем и палеозон Лекции 3 1 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Общая стратиграфическая и геохронологическая шкала фанерозоя Лекции 3 1 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Палеоботаника и её достижения Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Изучение палеоботанических методов исследования Практические 3 12 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. События палеозоя
2.1. Общая характеристика суши; соотношение суши и океана; особенности палеоклиматов в палеозое по периодам. Становление наземной растительности. Лекции 3 1 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Развитие первых полихронных флор. Формирование крупных деревьев. Вычленение прибрежно-водных и водораздельных экосистем. Лекции 3 1 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Основные события в растительном мире палеозоя. Сам. работа 3 12 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. События мезозоя
3.1. Развитие юрской флоры голосеменных. Формирование семян. Лекции 3 1 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Общая характеристика суши; соотношение суши и океана; особенности палеоклиматов в мезозое по периодам Лекции 3 1 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Появление аридной тропической области. Реконструкция облика юрских и меловых ландшафтов. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Мезозойские «катастрофы» в растительном и животном мире. Появление и развитие древних покрытосеменных. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Флоры мелового периода. Практические 3 8 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Основные события в растительном мире мезозоя. Сам. работа 3 18 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. События кайнозоя
4.1. Третичный период. Общая характеристика суши; соотношение суши и океана; особенности палеоклиматов палеогена. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Общая характеристика третичной флоры. Гренландская и гелинденская ботанико-географические провинции. Формирование тургайской и полтавской флор. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Формирование тургайской и полтавской флор. Практические 3 10 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Общая характеристика суши; соотношение суши и океана; особенности палеоклиматов в неогене. Развитие бореальной флоры на севере Голарктики. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Формирование бореальной растительности. Сам. работа 3 12 ПК-1, УК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Формирование основных структурных особенностей и современного видового состава пастбищных экосистем тропической и умеренных зон Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Формирование степной растительности. Сам. работа 3 12 ПК-1, УК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Четвертичный период
5.1. Особенности развития флоры и фауны в плейстоцене. Антропогенные и климатические гипотезы вымирания. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Стратиграфия плейстоцена и голоцена. Гипотеза многократных покровных оледенений и гипотеза морских трансгрессий и регрессий. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Зачет 3 0 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Палеолитический человек и среда
6.1. Влияние палеолитического человека на структуру и динамику природных экосистем и климатических зон Лекции 4 4 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
6.2. Современная зональность Евразии и Северной Америки Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
6.3. Влияние человека на растительный покров в геоисторическом масштабе. Практические 4 6 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Флорогенетика как наука
7.1. Идеи А. Энглера, М.Г. Попова, Р.В. Камелина. Методы и источники флорогенетики. Лекции 4 4 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
7.2. Палеогеографические, палеоботанические сведения. Современные знания о флоре и растительности. Систематика на основе филогении и геносистематики. Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
7.3. Флорология. Синтез знаний о современной флоре и растительности (вероятных направлениях их эволюции). Флороценотипы. Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
7.4. Характеристика флороценотипов. Практические 4 6 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Исторические (генетические) элементы флоры
8.1. Флорологические элементы – общие и региональные (исторические свиты, исторические комплексы). Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
8.2. Геохронологические элементы, геологическая и палеоботаническая изученность. Стадиальные элементы флоры. Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
8.3. Стадиальный анализ флоры. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
8.4. Понятие реликтовости, критерии реликтовых видов. Сам. работа 4 7 ПК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 9. История формирования растительного покрова Алтайского края
9.1. Теоретические и методические подходы, используемые при флорогенетическом исследовании. Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.2. Практические задания по флорогенетике. Практические 4 10 ПК-1, ПК-2, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.3. Анализ флорогенетических и филоценогенетических идей по флорогенетике Северной Азии. Сам. работа 4 10 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.4. Палеогеографические идеи. Основные палеоботанические исследования и выводы. Подходы к анализу палеоботанического материала. Лекции 4 2 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.5. Современные знания о флоре и растительности Алтайского края. Классификация флороценотипов. Возможные пути развития растительного покрова на территории Алтайского края в палеогене, неогене, плейстоцене, голоцене. Лекции 4 4 ПК-1, УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.6. Схема классификации реликтовых таксонов во флоре Сибири и Алтайского края Практические 4 6 ПК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
9.7. Изменение растительного покрова Алтайского края в плейстоцене. Сам. работа 4 12 ПК-1, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 10. Новейшие пополнения флоры
10.1. Классификации новейших элементов флоры. Практические 4 6 ПК-1, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
10.2. Антрогенные (ксеногенные, адвентивные) элементы. Аборигенные элементы (аборифитные и антропофитные элементы). Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
10.3. Деление по времени заноса (археофиты, кенофиты, эукенофиты). Природные, переходные (трансформированные), антропогенные флоры. Флора антропогенных изолят. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
10.4. Флора антропогенных изолят. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 11. Ресурсные и охраняемые виды растений, инвазионные и адвентивные виды
11.1. Ресурсные виды и их рациональное использование. Красная книга. Черная книга. Эколого-правовые основы использования растительного мира и ресурсных видов. Лекции 4 2 ПК-3, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
11.2. Инвазионные виды растений Сам. работа 4 8 ПК-3, УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
11.3. Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник Логос, 2000 13
Л1.2 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Академия, 2009 17
Л1.3 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л2.2 Т. А. Терехина, П. А. Косачев, Н. Ю. Сперанская Высшие семенные растения: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
Л2.4 Р. В. Камелин Великая селекция зари человечества : Азбука, 2005 16
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири www-sbras.nsc.ru
Э2 База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края» old.ssbg.asu.ru
Э3 База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» www.plantarium.ru
Э4 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э5 Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции www.evolbiol.ru
Э6 Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву www.consultant.ru
Э7 База данных издательства Springer link.springer.com
Э8 База данных GenBank «NCBI» www.ncbi.nlm.nih.gov
Э9 База данных GenBank «EBI» www.ebi.ac.uk
Э10 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
Э11 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э12 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э13 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э14 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/
База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву: http://www.consultant.ru/
Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/
Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки: http://cyberleninka.ru/
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран»: http://www.plantarium.ru/
База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края»: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Актуальные проблемы флорогенетики».
Дисциплина «Актуальные проблемы флорогенетики» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций аспирант получает систематизированные научные знания по предмету. Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета и экзамена.
Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение двух семестров проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета в 3 семестре и экзамена в 4 семестре.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации аспиранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.