МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биогеография
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М. ;к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Биогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с географическим распределением организмов и их сообществ и показать факторы их определяющие; получение представления о биогеографии как синтетической биологической и географической развивающейся науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Излагать базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии для характеристики условий формирования биологического разнообразия на планете Земля; систематизировать распределение биот и биомов на Земном шаре в зависимости от природно-климатических, включая биогеохимические факторы; может объяснять значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и существования человечества.
3.2.Уметь:
3.2.1.Экологически грамотно формулировать проблемы природопользования зональных и островных биомов и биот; использовать в работе методы районирования (флор, фаун, биот) и методы картографии для представления биологической информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подготовки характеристик биотических царств и сравнения зональных биомов; картирования ареалов таксонов, синтаксонов и биотических хорионов; сопоставления и оценки экологических проблем зональных и островных биомов и биот, а также возможных путей по сохранению биологического разнообразия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение об ареалах
1.1. Учение об ареалах Лекции 7 4 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Картирование ареалов Практические 7 6 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Составление сводной таблицы по этапам развития биогеографии Сам. работа 7 15 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Биогеографическое районирование
2.1. Биогеографическое районирование. Основные типы биомов. Оробиомы. Островная биогеография. Биогеография континентальных водоемов Лекции 7 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Характеристика основных биотических царств. Пути формирования островных биомов и биот. Высотная поясность Анд, Альп, Алтая и Гималаев.Особенности биот водоемов и водотоков Практические 7 4 ОПК-8 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Подготовка презентации по биотическим царствам, подготовка серии карт по флористическому, фаунистическому, биотическому районированию Сам. работа 7 14 ОПК-8 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия
3.1. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия Лекции 7 6 ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Особенности охраны биологического разнообразия в биомах разного типа Практические 7 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Подготовка и написание рефератов по особенностям охраны биомов Сам. работа 7 15 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Биогеография.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская Биогеография: семинар. и практ. занятия, самост. работа студентов : учеб. пособие : Учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/116
Л1.2 Г. М. Абдурахманов, Е. Г. Мяло, Г. Н. Огуреева Биогеография: учебник М. : Академия, 2014 50
Л1.3 Емельянова Л. Г., Огуреева Г. Н. БИОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AFDB615B-B823-49F0-978E-03799CC38975
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учебник для студентов вузов. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 53
Л2.2 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
Л2.3 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: Изд-во МГУ, 1987 40
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э5 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э6 Интернет-архив цифровой библиотеки https://archive.org/about/
Э7 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии https://www.biodiversitylibrary.org
Э8 Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий http://www.nature.web.ru/
Э9 Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека http://antropogenez.ru/
Э10 Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова http://www.evolbiol.ru/
Э11 Сохранение степей России – тематический сайт http://savesteppe.org/
Э12 Научно популярный портал «Элементы большой науки» https://elementy.ru/
Э13 Курс в "Биогеография" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1338
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm;
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/;
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org;
Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой: http://www.nature.web.ru/;
Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/;
Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/;
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org;
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/;
База данных «Биоразнообразие животных в России» – всероссийская информационная система включает представителей двух царств (протисты и животные). Система "ZooDiv" ориентирована на приоритетное включение сведений по биоразнообразию России, но по мере разработки будет охватывать и мировую фауну для отдельных групп животных: http://www.zin.ru/ZooDiv/;
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru;
Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/;
Научно популярный портал «Элементы большой науки». На сайте размещены библиотека научно-популярных статей и тексты публичных лекций выдающихся ученых, информация о предстоящих научных конференциях и объявленных конкурсов грантов, а также блоги известных отечественных биологов: https://elementy.ru/.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Биогеография.
Дисциплина Биогеография включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о географическом распределении организмов и их сообществ, и факторах их определяющих; а также представления о биогеографии как синтетической биологической и географической развивающейся науке. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.