МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ресурсосберегающие технологии в агропроизводстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с-х.н., проф., Стецов Г.Я.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Ресурсосберегающие технологии в агропроизводстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить магистра проводить оценку воздействия агротехнических мероприятий на окружающую среду, анализировать полученные данные, а также владеть навыками использования современных ресурсосберегающих технологий в агропроизводстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.термины и понятия в области ресурсосберегающих технологий;
основные направления и тенденции в области ресурсосберегающих технологий

3.2.Уметь:
3.2.1.определять причины нарушения технологического процесса;
проводить оценку воздействия агротехнических мероприятий на окружающую среду
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами расчета технико-экономических показателей эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий;
методами оценки технико-экономических показателей эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие ресурсосберегающего земледелия в Российской Федерации
1.1. Концепция устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Основы ресурсосбережения Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы ресурсосбережения Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Состояние и перспективы ресурсосбережения в АПК
2.1. Ресурсосбережение и агроэкология в земледелии Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии ресурсосбережения в земледелии Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Технологии ГИС в управлении земледелием Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Система обработки почвы в ресурсосберегающем земледелии
3.1. Система обработки почвы в ресурсосберегающем земледелии Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Машины и агрегаты для возделывания сельскохозяйственных культур. Лабораторные 4 8 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы формирования технико-технологических комплексов машин для коллективных и фермерских хозяйств. Система машин для растениеводства. Лабораторные 4 8 Л1.1, Л2.1
3.4. Техническое обеспечение ресурсосберегающих технологий Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экологические и экономические аспекты внедрения ресурсосберегающих технологий
4.1. Экологические и экономические аспекты внедрения ресурсосберегающих технологий Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Влияние технических систем на окружающую среду. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Сравнительная оценка ресурсосберегающих технологий по экологическим и экономическим критериям. Сам. работа 4 19 Л1.1, Л2.1
4.4. Экзамен 4 0 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шуравилин А.В., Бушуев Н.Н., Скориков В.Т., Салдаев А.М. Ресурсосберегающие технологии в земледелии: учебное пособие Издательство РУДН, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный) openlibrary.org
Э2 Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии www.digitalbookindex.org
Э3 Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии archive.org
Э4 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi
Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ресурсосберегающие технологии в агропроизводстве».
Дисциплина «Ресурсосберегающие технологии в агропроизводстве» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Ресурсосберегающие технологии в агропроизводстве». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.