МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ботаника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 206
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15 18 15 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 18 18 18 18 20 20 76 76
Лабораторные 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Сам. работа 73 73 66 66 30 30 37 37 206 206
Часы на контроль 27 27 0 0 0 0 27 27 54 54
Итого 144 144 108 108 72 72 108 108 432 432

Программу составил(и):
д.б.н, профессор, Силантьева М.М.;д.б.н, профессор, Терехина Т.А.;д.б.н, профессор, Шмаков А.И.;к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н, профессор, Сколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Ботаника

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний о биологическом разнообразии (водоросли, грибы, лишайники, высшие споровые и семенные растения), а также особенностям их морфологии, биологии, экологии, распространения в природе и значение для человека. Приобретение навыков работы с биологическими объектами и современным оборудованием в полевых и лабораторных условиях, овладение основными методами анализа и оценки состояния живых систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные систематические единицы растительного мира особенности строения растительного организма и его размножение; значение фиторазнообразия для устойчивости биосферы, методы наблюдения, описания, идентификации, классификации. Отличия различных систематических групп растений. Основы и принципы структурной и функциональной организации грибов, водорослей, высших растений; механизмы гомеостатической регуляции ботанических объектов; основные методы анализа и оценки состояния ботанических объектов, живых систем. Основные методы сбора биологической информации в полевых и лабораторных условиях, простейшее оборудование и материалы, применяемые при изучении биологических объектов. Методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Рисовать биологические объекты, проводить простейшие наблюдения в природе и лаборатории; различать особенности строения растительного организма и его размножении; применять базовые представления о разнообразии ботанических объектов для анализа устойчивости биосферы. Рисовать биологические объекты, проводить простейшие наблюдения в природе и лаборатории. Определять водоросли, грибы и высшие растения по определителям; Выделять основные признаки отдельных групп грибов, водорослей, высших растений. Иллюстрировать, описывать принципы функциональной и структурной организации, механизмов гомеостатической регуляции ботанических объектов; проводить анализ и оценку структурной организации и функционального состояния ботанических объектов, и перспектив развития живых систем. Пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы; выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками приготовления препаратов для микроскопирования; изображения и определения биологических объектов; современными экспериментальными методами работы с ботаническими объектами в полевых и лабораторных условиях, наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов. Владеет физиологическими методами оценки ботанических объектов, живых систем; делает выводы о применении и возможностях основных физиологических методов анализа и оценки ботанических объектов. Владеет навыками оценки состояния природных объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации; навыками применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы альгологии и микологии
1.1. Современная система живых организмов. Сине-зеленые водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.2. Царство растения. Подцарство настоящие водоросли. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.3. Филогения живых организмов Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.4. Основные представители синезеленыхе водорослей. Лабораторные 1 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.5. Отделы Зеленые и Харовые водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.6. Особенности зеленых и харовых водорослей Лабораторные 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.7. Зеленые водоросли Сам. работа 1 25 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.8. Отдел желто-зеленые водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.9. Отделы Диатомовые и Пирофитовые водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.10. Экологические группы водорослей. Жизненные циклы Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.11. Отделы Желто-зеленые, Золотистые, Диатомовые и Пирофитовые водоросли Лабораторные 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.12. Отдел Бурые водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.13. Подцарство и Отдел Красные водоросли Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.14. Жизненные циклы красных водорослей Сам. работа 1 20 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.15. Отделы Бурых и Красных водорослей Лабораторные 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
1.16. Царство Грибы. Общая характеристика. Обзор отделов подцарства Миксомикота Отделы Миксомикота, Плазмодиофоромикота, Акразиомикота. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
1.17. Аскомицеты, Базидиомицеты. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
1.18. Лишайники. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
1.19. Хитридиомицеты, зигомицеты, оомицеты. Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
1.20. Грибы и лишайники Лабораторные 1 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
1.21. Экзамен 1 27 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.4, Л1.6, Л1.2
Раздел 2. Анатомия и морфология растений
2.1. Строение и особенности растительной клетки Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Растительные ткани. Происхождение. Классификация Лекции 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Растительные ткани Лабораторные 2 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Растительная клетка. Типы клеток. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.5. Корень. Внешнее и внутреннее строение. Видоизменения. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.6. Побег, анатомическое строение стебля Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.7. Морфология и анатомия корня и стебля Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.8. Строение стебля и корня у растений разных систематических групп. Лабораторные 2 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.9. Лист. Внутреннее и внешнее строение.Видоизменения. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.10. Строение листьев, жилкование. Типы листье. Сам. работа 2 19 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.11. Цветок, соцветие. Строение. Происхождение. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.12. Типы цветов и плодов. Их эволюция. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.13. Строение цветка и соцветия Лабораторные 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.14. Плод и семя. Типы плодов и семян. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.15. Соцветия и их типы. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.16. Морфологическое описание растений Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.17. Морфологические особенности растений разных экологических групп. Сам. работа 2 7 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.18. Плоды и семена растений различных систематических групп. Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.19. Зачет 2 0 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Высшие споровые растения
3.1. Высшие споровые растения. Эволюция жизненных циклов. Отдел Мохообразные. Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Эволюция жизненных циклов высших споровых растений Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Плауновидные Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Ископаемых высшие споровые растения. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.5. Отделы Риниофиты и Плауновидные Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.6. Отделы Псилотовидные и Хвощевидные Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.7. Мохообразные. Строение, размножение, жизненные циклы. Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Хвощевидные. Строение, размножение, жизненные циклы. Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.9. Отделы Псилотовых и хвощевидных Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Отдел Папоротникообразные Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Многообразие папоротникообразных и их эволюция Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Папоротникообразные. Строение, размножение, жизненные циклы. Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Зачет 3 0 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Семенные растения
4.1. Общая характеристика семенных растений. Микро и мегаспорогенез Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л1.5, Л1.2
4.2. Общая характерстика голосемянных растений Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.3. Отдел голосемянные растения Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л1.5, Л1.2
4.4. Мега и микроспорогенез и его эволюция. Сам. работа 4 11 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.5. Общая характеристика цветковых растений. Теории происхождения цветковых Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.6. Подкласс Магнолииды. Основные представители. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.7. Подкласс Ранункулиды. Основные представители. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.8. Подкласс Гаммамелиды. Основные представители. Лекции 4 1 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.9. Поклассы Магнолиид и Ранункулид Лабораторные 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.10. Теории происхождения и эволюция цветковых растений. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.11. Подкласс Кариофиллиды Лекции 4 1 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.12. Подклассы Гаммамелид и Кариофиллид Лабораторные 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.13. Основные системы происхождения цветковых растений Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.14. Подкласс Дилленииды. Основные представители. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.15. Подкласс Розиды. Основные представители. Лекции 4 1 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.16. Обзор подклассов кл.Двудольных Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.17. Подлассы Астериды и Ламииды. Основные представителию Лекции 4 1 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.18. Крупнейшие семейства кл.Двудольных Лабораторные 4 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.19. Класс однодольные растения Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.20. Характеристика основных семейств однодольных растений Лабораторные 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
4.21. Понятие растительного покрова. Его структура Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.2
4.22. Обзор характеристик представителей семенных растений Лабораторные 4 8 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.2
4.23. Смены растительности. Типы изменчивости. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.2
4.24. Основные таксономические единицы растительности и правила наименования фитоценозов. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.2
4.25. Экзамен 4 27 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. Ботаника. Анатомия растений: учебное пособие , 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3037
Л1.2 Г. А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов Ботаника: учебник: в 2 т.: учебник Академия, 2010 48
Л1.3 Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. Ботаника. Морфология растений: учебное пособие , 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3392
Л1.4 Терехина Т.А. Высшие семеные растения.: Учебное пособие Барнаул, изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.5 Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Высшие семенные растения: уч..пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142
Л1.6 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская Альгология: лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов : учеб. пособие : Учеб.пособие АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пятунина С.К., Ключникова Н.М. Ботаника. Систематика растений: учебное пособие.: Учеб. пособие Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240522
Л2.2 Шмаков А.И. Систематика высших споровых растений. : Учебник Барнаул "Азбука", 2007 63
Л2.3 Т. А. Терехина Высшие растения : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 116
Л2.4 Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. Ботаника: в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : Издательский центр «Академия», 2006 48
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Терехина Т.А.,Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Семенные растения: Методические указания к малому практикуму по ботанике для студентов 2 курса Алт ГУ, , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э6 Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран www.plantarium.ru
Э7 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника: http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/
Глобальная система по биоразнообразию (GBIF): https://www.gbif.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
212Л лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ботаника». Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о биологическом разнообразии (водоросли, грибы, лишайники, высшие споровые и семенные растения), а также особенностям их морфологии, биологии, экологии, распространения в природе и значение для человека; приобретает навыки работы с биологическими объектами и современным оборудованием лабораторных условиях, овладевает основными методами анализа и оценки состояния живых систем. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Все объекты зарисовываются. Существуют требования по ведению альбома для лабораторных работ. Он должен быть максимального объема из плотной бумаги объемом около 100 листов и на скрепках. Альбомы с вклеенными листами не допускаются, так как рассыпаются. На обложке альбома приклеивается этикетка на внешней стороне альбома 15×10 см, на которой указывается фамилия, имя, номер группы и подгруппы, дисциплина. Все данные должны быть записаны разборчивым почерком или напечатаны на принтере в верхней части этикетки размером шрифта не более 0,5 см или 14 пунктов. Этикетка необходима для выставления текущих оценок по лабораторным занятиям и росписи преподавателя.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, простые карандаши твердые и мягкие, точилку для них, ластик, немного цветных карандашей (не более 6 цветов), линейку не менее 20 см длиной. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. Затем справа от систематической части должен быть расположен перечень выполненных рисунков. Альбомный лист делится на 4 равных части с помощью линейки. Рисунки выполняются простым карандашом. Рисунки нумеруются. Сноски выполняют аккуратно с помощью линейки, линии проводят горизонтально. Все условные обозначения нумеруются, а расшифровка даётся под названием рисунка. Название рисунка пишется внизу простым карандашом. Для изображения цикла развития допускается использовать целую страницу альбомного листа в зависимости от сложности схемы. Все рисунки ВСЕГДА располагаются на альбомном развороте только с ПРАВОЙ стороны. Другая сторона листа должна остаться чистой.
Анатомическая часть рисунков выполняется таким образом, чтобы клетки находились в одной плоскости и не было пустого пространства между ними. При выполнении анатомических рисунков клетки должны отличаться морфологическими признаками.
При изображении диаграммы цветка все ее части должны быть симметричны относительно оси цветка. Изображая крупные объекты (поперечные срезы корня и стебля) допустимо прорисовывать четверть среза, а остальные части среза изображать в виде схемы.
Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета и экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.