МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоботаника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., пров., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Геоботаника

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство студентов с закономерностями формирования растительных сообществ, структурой и функционированием, распределением в пространстве и времени, классификацией.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы работы современного оборудования и аппаратуры для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных геоботанических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения геоботанических научно-исследовательских работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных работ по геоботанике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. История геоботанических исследований. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе.
1.1. Введение. История геоботанических исследований; Среда фитоценозов. Формирование фитоценозов; Взаимоотношения растений в фитоценозе. Лекции 8 8 ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.7, Л1.1
1.2. Основные понятия, цели и задачи геоботаники. История изучения геоботанических исследований Лабораторные 8 2 ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.7, Л1.1
1.3. История геоботанических исследований; Роль человека и животных в жизни фитоценозов Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.7
Раздел 2. Строение фитоценозов
2.1. Состав фитоценозов; Пространственная структура фитоценозов. Сложение фитоценозов. Продуктивность фитоценозов. Лекции 8 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.7
2.2. Структура фитоценозов Лабораторные 8 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л1.1
2.3. Структура фитоценозов. Продуктивность фитоценозов. Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.7, Л1.1
Раздел 3. Динамика фитоценозов
3.1. Изменчивость фитоценозов. Смены фитоценозов; Эволюция фитоценозов Лекции 8 6 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л2.7
3.2. Типы изменчивости и смен фитоценозов. Факторы изменчивости и смен фитоценозов. Основные направления филогенетических смен Лабораторные 8 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л2.7
3.3. Экологические шкалы Л.Г. Раменского. Антропогенная динамика растительности. Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.7
Раздел 4. Классификация фитоценозов
4.1. Классификация фитоценозов Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л1.1
4.2. Проблема классификации растительных сообществ. Геоботаническое районирование растительности. Картографирование растительного покрова. Способы картирования Лабораторные 8 10 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л1.1
4.3. Ординация фитоценозов. Методы ординации; Классификация растительности Алтая. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л2.7, Л1.1
Раздел 5. География фитоценозов. Основные типы растительности
5.1. Особенности типов растительности (луга); Особенности типов растительности (степи); Особенности типов растительности (леса); Особенности типов растительности (болота, тундры); Лабораторные 8 8 ПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л2.7, Л1.1
5.2. Характеристика основных типов растительности (степи, луга, леса, тундры, болота, рудеральная растительность) Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л2.7, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Работнов Т.А. Фитоценология: учебник МГУ, 1983 25
Л1.2 Воронов А.Г. Геоботаника: учебник Высшая школа, 1973 17
Л1.3 Вальтер Г. Общая геоботаника: Учебник Мир, 1982 19
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник ТГУ, 2003 19
Л2.2 Шумилова Л.В. Ботаническая география Сибири: учебн. пособие ТГУ, 1962 49
Л2.3 Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии: Учебник Наука, 1983 11
Л2.4 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник Логос, 2000 13
Л2.5 Соколова Г.Г. Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2003 5
Л2.6 Александрова В.Д. Классификация растительности: Наука, 1969 biblioclub.ru
Л2.7 Овчарова, Н. В. Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ипатова В.С. Летняя практика по геоботанике: практич. руководство ЛГУ, 1983 70
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». old.ssbg.asu.ru
Э2 Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. www.binran.ru
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
"Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/
ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Геоботаника.
Дисциплина Геоботаника включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете изучения. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета .
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Целью освоения учебной дисциплины «Геоботаника» является знакомство студентов с закономерностями формирования растительных сообществ, их структурой и функционированием, распределением в пространстве, классификацией.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: экология и биоценология (весь курс), ботаника (высшие растения), систематика, биология и распространение объектов, биогеография (ботаническая география).
В курсе геоботаники студенты получают знания об особенностях взаимоотношения растений в фитоценозах, основных методах и подходах картографирования, районирования, описания растительности, биологических и эколого-морфологических особенностях основных ландшафтообразующих типов растительности. Кроме того, важно сформировать представление об основных группах ассоциаций и формаций Сибири и Дальнего Востока.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о положениях геоботаники, основных этапах формирования фитоценозов, роль человека и животных в жизни фитоценозов.
Во втором разделе студенты знакомятся с составом и пространственной структурой фитоценозов, дискретностью и непрерывностью растительного покрова.
Третий раздел представляет для студента сложность в том, что необходимо использовать сведения по изменчивости фитоценозов, основных направлениях филогенетических смен и эволюции фитоценозов для понимания динамики фитоценозов в целом. Студентам необходимо обратить внимание на разделение видов растений по экологическим шкалам Л.Г. Раменского.
Четвертый раздел представляет для студента сложность в том, что необходимо использовать сведения по классификации растительности по доминантному и эколого-флористическому подходу для самостоятельного составления продромуса (классификации) растительности и непосредственной ординации фитоценозов.
При изучении пятого раздела необходимо выработать навыки сравнения различных типов растительности (степи, луга, леса, тундры, болота, рудеральная растительность). В качестве самостоятельной работы студенты готовят индивидуальные презентации по выбранным темам
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.