МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
История и методология биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии и использование полученных знаний и навыков для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место биологии в общей системе естественных наук; основные этапы развития биологических знаний; основные исторические и современные методы изучения биологических объектов; методологические подходы отдельных биологических наук; основные понятия биологической науки как системы знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать исторические и современные социально-значимые биологические проблемы и процессы; оценивать историческую роль выдающихся ученых в развитии биологической науки; обосновывать и выражать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; объяснять сущность методологических подходов и методов, практикуемых в современной биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать связь современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде; быть способным соотносить полученные представления о методах в биологии применительно к теме своей исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
1.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Классификация методов научного познания. Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье.
2.1. Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Учение Аристотеля Сам. работа 1 11 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения.
3.1. Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. Лекции 1 1 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница Сам. работа 1 7 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке.
4.1. Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. Лекции 1 1 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века Сам. работа 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века.
5.1. Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Анализ трудов Чарльза Дарвина Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке.
6.1. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. Лекции 1 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. Практические 1 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира.
7.1. Современная естественнонаучная картина мира. Лекции 1 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Современные методы биологических исследований. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Ведущие современные разделы биологических знаний. Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Терехина, Н. В. Овчарова История естествознания и биологии в лицах: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Овчарова, Т.А. Терехина История и методология биологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Л. Я. Бляхер История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: М. : Наука, 1975 10
Л2.2 В. В. Лункевич От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: М. : Учпедгиз, 1960 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История и методология биологии" portal.edu.asu.ru
Э2 Научно популярный портал «Элементы большой науки» www.elementy.ru/biology
Э3 Сетевое информационное издание о современной биологии. Сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии www.biomolecula.ru
Э4 Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции www.evolbiol.ru
Э5 Практическая молекулярная биология www.molbiol.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary: elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «История и методология биологии».
Дисциплина «История и методология биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о предмете «История и методология биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.