Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Сформировать представление о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии, и использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-5 | способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы функционирования профессионального научного коллектива; о социальных, этнических и культурных особенностях представителей разных социальных общностей. - исторические и современные проблемы науки и выбирает их для сопоставления в своей профессиональной деятельности; теорию принятия управленческих решений. - основные этапы развития биологических знаний; основные исторические и современные методы изучения биологических объектов; методологические подходы отдельных биологических наук. - место биологии в общей системе естественных наук; основные этапы развития биологических знаний;основные понятия биологической науки как системы знаний. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; сопоставить исторические и современные социально-значимые биологические и проблемы и процессы в ходе развития биологии. - использовать полученные знания истории и методологии биологии при решении собственных и коллективных профессиональных задач; осуществлять контроль реализации принятых решений. - анализировать исторические и современные социально-значимые биологические проблемы и процессы; оценивать историческую роль выдающихся ученых в развитии биологической науки; обосновывать и выражать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. - объяснять сущность методологических подходов и методов, практикуемых в современной биологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для реализации и квалификации себя в профессиональном труде. - навыками управления и организации собственного и коллективного исследования; знаниями об основных этапах развития биологии с учетом социальных, этнических, конфессиональные и культурные особенностей. - анализом связи современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде. - способностью соотносить полученные представления о методах в биологии применительно к теме своей исследовательской работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. | ||||||
1.1. | Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Классификация методов научного познания. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье. | ||||||
2.1. | Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Учение Аристотеля | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения. | ||||||
3.1. | Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке. | ||||||
4.1. | Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. | ||||||
5.1. | Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Анализ трудов Чарльза Дарвина | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке. | ||||||
6.1. | Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира. | ||||||
7.1. | Современная естественнонаучная картина мира. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Современные методы биологических исследований. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.4. | Ведущие современные разделы биологических знаний. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. А. Терехина, Н. В. Овчарова | История естествознания и биологии в лицах: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Н.В. Овчарова, Т.А. Терехина | История и методология биологии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. Л. Я. Бляхер | История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: | М. : Наука, 1975 | 10 |
Л2.2 | В. В. Лункевич | От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: | М. : Учпедгиз, 1960 | 3 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Практическая молекулярная биология | www.molbiol.edu.ru | ||
Э2 | Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции | www.evolbiol.ru | ||
Э3 | Сетевое информационное издание о современной биологии. Сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии | www.biomolecula.ru | ||
Э4 | Научно популярный портал «Элементы большой науки» | www.elementy.ru/biology | ||
Э5 | Курс в Moodle "История и методология биологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus»: www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: elibrary.asu.ru Научная электронная библиотека elibrary: elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «История и методология биологии». Дисциплина «История и методология биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о предмете «История и методология биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |