МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических основ обучения биологии, ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по биологии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом. Различные подходы к изучению основных тем школьного курса.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. Учитывать физиологические и психологические особенности детей разного возраста при подборе биологического содержания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня биолого-экологической грамотности школьников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методику преподавания биологии
1.1. Методика преподавания биологии как наука Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Виды обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Приемы и методы обучения биологии
2.1. Система методов обучения биологии Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Приемы и методы обучения биологии Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Характеристика отдельных методов обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. ИКТ в биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Интерактивные технологии обучения биологии в школе Лекции 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Биологический эксперимент в школе Практические 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Выбор методов обучения для разного возраста обучающихся Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Проблемный подход в обучении биологии Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Разработка проблемного урока Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Контрольно-оценочные средства Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Организация проектной деятельности учащихся Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Формы организации обучения биологии
3.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии Лекции 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Урок биологии (цели, содержание, план урока) Практические 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии. Биологические кружки Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Экологическое воспитание Сам. работа 8 7 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.6. Экзамен 8 27 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Окно в ситуационную методику www.casemethod.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологии».
Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методика преподавания биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.