Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | освоение теоретических основ обучения биологии, ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06 |
ПК-7 | способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по биологии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом. Различные подходы к изучению основных тем школьного курса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. Учитывать физиологические и психологические особенности детей разного возраста при подборе биологического содержания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня биолого-экологической грамотности школьников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в методику преподавания биологии | ||||||
1.1. | Методика преподавания биологии как наука | Лекции | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Краткая история становления и развития методики обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Цели и задачи методики обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Виды обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Содержание предмета "Биология" | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Приемы и методы обучения биологии | ||||||
2.1. | Система методов обучения биологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Приемы и методы обучения биологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Характеристика отдельных методов обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | ИКТ в биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Интерактивные технологии обучения биологии в школе | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | Биологический эксперимент в школе | Практические | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | Выбор методов обучения для разного возраста обучающихся | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.8. | Проблемный подход в обучении биологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.9. | Разработка проблемного урока | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.10. | Организация самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.11. | Контрольно-оценочные средства | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.12. | Организация проектной деятельности учащихся | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.13. | Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Формы организации обучения биологии | ||||||
3.1. | Общая характеристика и система форм обучения биологии | Лекции | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Урок биологии (цели, содержание, план урока) | Практические | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Экскурсия как важная форма обучения биологии. Биологические кружки | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.5. | Экологическое воспитание | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.6. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Арбузова Е.Н. | Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фокин, Ю. Г. | Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая | Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Теремов, А.В. | Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие | «Прометей», 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Окно в ситуационную методику | www.casemethod.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологии». Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методика преподавания биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |