Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Экомониторинг-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Цели дисциплины: - формирование знаний, умений и навыков в области методики преподавания биологических дисциплин в высшей школе; - ознокомление с основными организационными формами, методами обучения и педтехнологиями в высшей шкле по биологическим дисциплинам и требованиями к их организации; - ознакомление с закономерностями подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, способами определения дидактических задач и путей их решения; - подготовка к успешному осуществлению самостоятельной педагогической деятельности в высшем учебном заведении. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-2 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры |
ПК-10 | владением теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в образовательных организациях, уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность понятий: научная картина мира, биологическая картина мира; принцип научности, принцип доступности, систему (структуру) биологии как науки; структуру, содержание и принципы организации высшего биологического образования, образовательные программы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | трансформировать виды предметной (биологической) деятельности в педагогическую деятельность; применять знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин профиля; использовать учебно-лабораторное оборудование, средства новых информационных технологий в образовательном процессе; ориентироваться в выпускаемой специальной литературе по биологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования творческого потенциала; интерактивными методами; навыками использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи курса | ||||||
1.1. | Система образования в высшей школе | Лекции | 2 | 2 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Очное и заочное обучение: плюсы и минусы | Практические | 2 | 4 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.3. | Уровни высшего профессионального образования и их содержание | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Нормативно-правовые документы РФ в области образования | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-10 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Очно-заочное обучение. Дистанционное образование. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Учебные и рабочие планы | ||||||
2.1. | Особенности планирования | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Современные подходы к моделированию педагогичексой деятельности. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л1.2 |
2.3. | Методические основы преподавания в высшей школе | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Рабочие программы дисциплин | Лекции | 2 | 1 | ПК-10 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Рабочая программа дисциплины, ее составные части | Практические | 2 | 4 | ОК-3, ПК-10 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.6. | Функции деятельности преподавателя биологии высшей школы | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Материальн-техническая база преподавания биологии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Содержание материала по основным курсам биологических дисциплин | ||||||
3.1. | Структура биологических дисциплин в ВУЗе | Лекции | 2 | 2 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Содержание биологического образования | Практические | 2 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Основные формы и методы преподавания биологических дисциплин в высшей школе | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Интерактивные технологии обучения биологии в высшей школе | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Формы обучения в высшей школе | ||||||
4.1. | Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.4, Л1.2 |
4.2. | Основные виды организационных форм учебного процесса | Практические | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
4.3. | Влияние содержания конкретных биологических дисциплин на выбор технологии обучения | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
4.4. | Организация проектной дятельности | Практические | 2 | 4 | ОК-3 | Л1.1, Л2.4, Л1.2 |
4.5. | Основы педагогического контроля в ВУЗе | Практические | 2 | 4 | ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.6. | Функции и формы диагностики знаний в ВУЗе | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Критери оценивания знаний и умений студентов на семинарских и практических занятиях, зачетах и экзаменах | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.8. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-3, ПК-2, ПК-10 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Арбузова Е.Н. | Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA |
Л1.2 | В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев | Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Титов Е.В., Морозова Л.В. | Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | под ред. В. Н. Белкиной | Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская | Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187 |
Л2.4 | П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | www.digitalbookindex.org | ||
Э5 | Элементы науки | elementy.ru | ||
Э6 | Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии | scilib-biology.narod.ru | ||
Э7 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | school-collection.edu.ru | ||
Э8 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе». Дисциплина «Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Прктические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. |