МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 9 36 9
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Белов С.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Информатики»: являются способствовать овладению студентами базовых знаний об основах прикладной информатики в профессиональной сфере деятельности, формирование у студентов представлений о возможностях использования средств вычислительной техники; ознакомление с современными технологиями сбора, обработки, хранения и передачи информации и тенденциями их развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.системы счисления и математические основы информатики, основные этические принципы и особенности профессиональной деятельности, основы сбора, анализа и интерпретации географических данных, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий, сущность работы в Интернете и получения информации в глобальных сетях, сущность работы с компьютером как средством управления информацией, основные базовые приёмы работы в графических редакторах, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять влияние информационных технологий на развитие личности, осуществлять сбор, анализ и интерпретацию географических данных, работать с графическими изображениями и презентациями на компьютере, применять формулы и расчёты на компьютере, получать ценную информацию из глобальных сетей, позволяющем повышать свой уровень знаний о современных направлениях географической науки, использовать, хранить и перерабатывать информацию с применением вычислительной техники, строить диаграммы по табличным данным на компьютере, использовать базы данных на компьютере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми приёмами работы в текстовом редакторе и текстовом процессоре на компьютере, этическими и правовыми нормами, методами сбора, анализа и интерпретации географических данных на уровне, повещающем профессиональную квалификацию, методами защиты информации в ПЭВМ, основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами и средствами компьютерной графики, компьютерной техникой на уровне, позволяющем повышать свои профессиональные качества за счет получения современной географической информации, основами работы с компьютером как средством управления информацией на уровне, позволяющем использовать компьютерную технику и специализированные компьютерные программы в своей профессиональной деятельности, базовыми приёмами работы в табличном процессоре на компьютере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информатику
1.1. Основные концепции, понятия и факты, связанные с информатикой. Классификация информации. Свойства информации. Измерение количества информации Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Работа в среде базового и сервисного программного обеспечения. Организация рабочей среды. Работа в среде Windows. Организация поиска файлов. Работа в среде FAR Manager. Работа с архиватором 7Zip. Практические 1 2 Л1.1
1.3. Количественные характеристики информации Сам. работа 1 1 Л1.1
Раздел 2. Логические и арифметические основы ЭВМ
2.1. Основные понятия алгебры логики. Базовые операции. Системы счисления. Арифметические действия в позиционных системах счисления.Стандарты для машинной арифметики с плавающей точкой Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Алгебра логики. Формализация высказываний. Решение логических задач. Построение таблиц истинности для логических функций. Практические 1 2 Л1.1
2.3. Представление информации на компьютере Сам. работа 1 1 Л1.1
Раздел 3. Устройства обработки и хранения информации
3.1. Технические устройства вычислительных систем. Архитектурные особенности. Типы и характеристики интерфейсов. Логическое устройство ЭВМ. Принципы функционирования вычислительных машин.Внутренняя и внешняя память. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
3.2. Системы счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Свертка двоичных чисел. Двоичное кодирование чисел. Арифметические операции над числами. Практические 1 2 Л1.1
3.3. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров Сам. работа 1 1 Л1.1
Раздел 4. Программное обеспечение вычислительных систем
4.1. Алгоритмы. Структуры данных. Структура программного и аппаратного обеспечения. Правовые отношения. Понятие системного и служебного ПО. Свойства, функции, архитектура ОС. Файловая система диска. Этапы решения задач на ЭВМ. Жизненный цикл программных продуктов. Технологии программирования. Программное обеспечение программиста. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Представление чисел в ЭВМ. Представление целых чисел со знаком в ограниченной разрядной сетке. Сложение в обратном и дополнительном кодах. Преобразование чисел во внутренние форматы ЭВМ. Практические 1 2 Л1.1
4.3. Файл. Типы файлов. Файловая система. Пользователи и разграничение доступа Сам. работа 1 1 Л1.1
Раздел 5. Представление, кодирование, контроль передачи информации
5.1. Способы представления и методы передачи информации по каналам связи. Представление информации физическими сигналами. Характеристика каналов связи. Кодирование и контроль передачи информации. Помехоустойчивое кодирование. Простейшие алгоритмы сжатия информации Лекции 1 2 Л1.1
5.2. Кодирование информации. Алгоритм Шеннона-Фано. Кодирование и декодирование информации. Помехоустойчивое кодирование. Практические 1 2 Л1.1
5.3. Операционные системы Сам. работа 1 1 Л1.1
Раздел 6. Информационные технологии
6.1. Обзор информационных технологий. Технология обработки текстовой информации. Технология обработки данных в электронных таблицах. Системы управления базами данных. Технология подготовки презентации. Технология компьютерной верстки. Поиск, хранение, обработка и анализ информации. Представление информации в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных технологий. Лекции 1 4 Л1.1
6.2. Технология создания текстовых документов. Создание сложносоставного документа. Форматирование. Документирование. Автоматизация работ Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Технология обработки данных в электронных таблицах. Ввод и форматирование данных. Форматирование таблицы. Вычисление по формулам. Относительное и абсолютное копирование. Использование функций. Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
6.4. Автоматизация работы в электронных таблицах. Запись, выполнение, редактирование макроса. Макропрограммирование. Конструирование форм Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
6.5. Технология баз данных. Создание таблиц базы данных. Выборка данных. Фильтры, запросы. Организация связей между таблицами. Разработка пользовательских отчетов Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
6.6. Технология создания мультимедийных презентаций. Подготовка текста. Подготовка мультимедийных компонентов. Оформление и настройка показа презентации. Разработка интерактивных компонентов Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
6.7. Офисные технологии Сам. работа 1 2 Л1.1
Раздел 7. Организация вычислительных сетей
7.1. Физическая среда передачи информации. Организация вычислительных сетей. Сетевая топология. Сетевые протоколы. Структура Интернета. Адресное пространство Интернета. Портал Госуслуг. Правовые порталы. Информационная безопасность. Угрозы безопасности информации при передаче. Законодательная база в области защиты информации. Программные средства защиты от компьютерных вирусов. Средства защиты сети от компьютерных атак. Последствия и правовая ответственность за нарушение правил и норм пользования Интернетом, за попытки взлома или несанкционированного доступа к закрытой информации. Лекции 1 2 Л1.1
7.2. Технология компьютерной вёрстки. Создание ТЕХ-документа. Форматирование текста. Использование математического пакета для создания формул. Оформление документа Практические 1 2 Л1.1
7.3. Интернет – протоколы. Способы подключения к Интернет. Классификация средств защиты информации. Угрозы безопасности информации и их классификация. Сам. работа 1 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Е. Кедрова [и др.] ; под ред. Г. Е. Кедровой Информатика для гуманитариев [Электронный ресурс]: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F4CD979A-994E-4E14-A612-75D0929A8A84
Л1.2 Грошев А.С., Закляков П.В. Информатика: учеб. для вузов. будет интересно широкому кругу читателей, в том числе: • студентам вузов; • школьникам старших классов; • преподавателям и аспирантам; • системным администраторам; • всем, кто в силу своей природной любознательности интересуе: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2018 https://e.lanbook.com/book/108131
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Гураков, А.А. Лазичев Информатика: Введение в Microsoft Office [Электронный ресурс]: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=208646&sr=1
Л2.2 О.В. Чурбанова, А.Л. Чурбанов Базы данных и знаний. Проектирование баз данных в Microsoft Access: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2015 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261010296.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24052
Э2 2. http://lib.mexmat.ru/books/46882
Э3 3. http://book.kbsu.ru/
Э4 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7250
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
FAR Manager
Mozilla Firefox
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24052
2. http://lib.mexmat.ru/books/46882
3. http://www.intuit.ru/studies/courses/4454/703/info

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, компьютерный класс.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.
РПД предполагает участие студентов в следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе дома, в библиотеке, в аудитории с информационным материалом; парной работе по взаимообучению; групповой работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения, дискуссиях.
В РПД внесены также дополнительные темы, способствующие формированию целостного взгляда на педагогику и не относящиеся к лекционному курсу.
РПД содержит план практических занятий и практические задания по курсу, краткую информацию по основным темам курса (необходимую для успешного проведения практических занятий), а также дополнительный материал и тесты.
Практические занятия: В донном курсе «Информатика» практические (семинарские) занятия занимают 60% аудиторной нагрузки.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора научных, литературных, статистических и иных источников и самостоятельной работы с ними. В ходе учебного занятия (семинарского либо практического) студент учится самостоятельному выступлению на подготовленную тему, обретает навыки полемики и выработки собственного мнения по освещаемому им вопросу.
Вопросы для самостоятельного задания выбираются студентами самостоятельно. Студентам также предоставлено право предлагать свои темы для обсуждения и разработку собственных проектов, связанных с их практической деятельностью.
Виды контроля:
- текущий контроль, осуществляемый на практических и семинарских занятиях;
- промежуточный контроль (в виде и итоговых занятий) по наиболее важным темам курса);
- рубежный контроль, представляющий собой тестирование по наиболее важным темам изучаемой дисциплины;
- итоговый контроль в виде экзамена проводится по окончанию изучения курса и учитывает прохождение всех предыдущих видов контроля, успешное решение предложенных тестовых заданий, из чего и складывается результирующая оценка.