МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоразнообразие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 11
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 11 11 11 11
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Биоразнообразие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– получение теоретических знаний о базовых концепциях в изучении биоразнообразия и практических навыков в области проблем его сохранения;
– формирование мировоззренческих представлений и, прежде всего, системного подхода к изучению биоразнообразия;
– овладение методами анализа и оценки биоразнообразия на различных уровнях организации биосферы для практического применения в области экологического мониторинга, сохранения биологического разнообразия с учетом основных стратегий его восстановления, обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой и обществом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности формирования биоразнообразия, его дифференциацию в географическом пространстве,
- основные виды воздействия человека на биоразнообразие, их последствия
- базовые единицы оценки биоразнообразия на разных уровнях дифференциации,
- иметь представление о путях сохранения биоразнообразия.

3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать информацию о живых объектах;
- оценивать состояние и динамику биоразнообразия, прогнозировать изменение разнообразия под воздействием природных и антропогенных факторов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биологическое разнообразие, его формы, свойства и значение
1.1. Представление о биоразнообразии Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.2. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Теоретические аспекты биоразнообразия Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Видообразование и эволюция вида. Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.6. Устойчивость экосистемы и проблема вымирания видов Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.7. Проблема вымирания видов Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.9. Разнообразие экосистем и возможности его изучения Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.10. Влияние чужеродных видов на сообщества Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.11. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.12. Биологическое разнообразие биомов мира и России Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.13. Разнообразие наземных и водных биомов Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.14. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.15. Методы оценки видового разнообразия в неоднородных сообществах (биоценозах) Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.16. Измерение и оценка биологического разнообразия Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Возможности сохранения и восстановления естественных параметров биоразнообразия
2.1. Классификации ООПТ и их значение в поддержании биоразнообразия Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Заповедники и национальные парки мира и России Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.4. Красные книги и их роль в сохранении биоразнообразия Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Международные соглашения в области сохранения биоразнообразия Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Глобальное распределение биоразнообразия
2. Островные экосистемы и исчезновение видов.
3. Цивилизация и исчезновение видов.
4. Картографирование биоразнообразия естественных и антропогенно преобразованных экосистем.
5. Каким требованиям должен удовлетворять биоиндикатор?
6. Основные подходы к оценке биоразнообразия на различных уровнях организации биоты.
7. Применение кластерного анализа для вычисления гамма-разнообразия.
8. Роль природных факторов в изменении биоразнообразия.
9. Генная инженерия и проблемы биоразнообразия.
10. Роль антропогенных факторов в изменении биоразнообразия.
11. Видовой и биохорологический (экосистемный) уровни охраны биоразнообразия. Концепция экологического каркаса территории.
12. Принципы создания и ведения Красных книг.
13. Редкие виды растений и животных. Роль охраняемых природных территорий в их сохранении.
14. Сохранение редких видов в искусственных условиях.
15. Стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия.
16. Всемирная стратегия охраны природы и национальные стратегии.
17. Международные организации и сотрудничество стран в решении проблем сохранения биоразнообразия. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия.
18. Международный и национальный эколого-правовой режим охраны биоразнообразия.
19. Проблемы рационального использования биологических ресурсов при сохранении биоразнообразия.
20. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Охраняемые природные территории в системе мониторинга биологического разнообразия (на примере Российской Федерации).
2. Теория островной биогеографии и проблемы сохранения биоразнообразия.
3. Биоразнообразие, созданное человеком.
4. Биологическое разнообразие и глобальные изменения среды.
5. Коэволюция человека и синантропных видов.
6. Экосистема как конкретная среда биологического разнообразия.
7. Использование индексов разнообразия для количественной оценки биоразнообразия.
8. Картографирование количественных оценок биоразнообразия.
9. Глобальные изменения климата Земли и биоразнообразие.
10. Современная глобальная классификация охраняемых территорий.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Общие представления о биологическом разнообразии
2. Конвенция о биологическом разнообразии
3. Структура и уровни биоразнообразия
4. Разнообразие сообществ и экосистем. Факторы, определяющие особенности биоразнообразия территории
5. Понятие о генетическом разнообразии
6. Основные причины изменчивости
7. Видовое разнообразие. Понятие вида
8. Формирование биоразнообразия. Способы возникновения новых видов
9. Состав флоры и фауны в разные геологические эпохи
10. Измерение видового разнообразия.
11. Формы и типы разнообразия.
12. Таксономическое, типологическое, структурное биоразнообразие
13. Основные законы, правила и принципы, связанные с биоразнообразием
14. Экосистемное биоразнообразие
15. Биологическое разнообразие водных и наземных экосистем
16. Факторы формирования разнообразия сообществ на определенной территории
17. Понятие об ареале. Типы ареалов
18. Космополиты.
19. Эндемики.
20. Реликты
21. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
22. Разнообразие биомов России
23. Биоразнообразие флоры и фауны России
24. Инвазивные виды. Критерии отнесения вида к чужеродным
25. Параметры оценки адвентивных видов
26. Понятие интродукции
27. Общие закономерности процесса внедрения чужеродных видов. Особенности адвентивных видов
28. Основные функции охраняемых природных территорий и искусственных центров разведения в сохранении редких видов растений, животных и сообществ живых организмов
29. Антропогенное изменение биомов
30. Оценка опасности изменений на уровне популяций и сообществ
31. Стабильность и устойчивость биологических систем
32. Влияние техногенного загрязнения на разнообразие наземных и морских экосистем
33. Международные программы мониторинга биоразнообразия
34. Мониторинг биоразнообразия в России. Значение ООПТ при проведении мониторинга.
35. Современное состояние биоразнообразия на континентах
36. Международные организации, занимающиеся проблемами сохранения биоразнообразия (МСоЭС, ДДОП, WWF, Гринпис, МЗК)
37. Деятельность МСОП по сохранению биоразнообразия
38. Система ООПТ в России
39. Инвентаризация и учет редких и исчезающих видов. Красные книги
40. Международные соглашения в области сохранения биоразнообразия
41. Биомное разнообразие. Тундры
42. Биомное разнообразие. Бореальные хвойные леса
43. Биомное разнообразие. Листопадные леса умеренной зоны
44. Биомное разнообразие. Саванны
45. Биомное разнообразие. Степи
46. Биомное разнообразие. Пустыни
47. Биомное разнообразие. Субтропические леса и кустарники
48. Биомное разнообразие. Тропические дождевые леса
49. Биомное разнообразие. Пресноводные экосистемы
50. Биомное разнообразие. Морские экосистемы
51. Инвазионные виды растений. Их влияние на экосистемы
52. Инвазионные виды животных. Их влияние на экосистемы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
Л1.2 Максимова Н.Б., Швецова Л.В. Биоразнообразие: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник Томск.: Изд-во ТГУ, 2003
Л2.2 Кабельчук Б.В., Лысенко И.О., Емельянов А.В., Гусев А.А. Биоразнообразие : курс лекций: Ставрополь : Агрус, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Пушкин, С.В. Охрана биоразнообразия: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. Wilson E.O., Perlman D.L. Conserving Earth’s Biodiversity (an interactive learning experience for studying conservation biology and environmental science). Washington: Iseland Press, 2000. 500 MB. (Электронный учебник с иллюстрациями, фотографиями и видеороликами).
Э3 2. Заварзин А.А. Биоразнообразие и охрана природы (компьютерная презентация доклада) // Первый летний сертификационный курс «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (29 мая -12 июня 2005 г.). Санкт-Петербург: СПбГУ, 2005. 52 слайда (формат .ppt).
Э4 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э5 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э6 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э7 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э8 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э9 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э10 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э11 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
Э12 http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
Э13 http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
Э14 http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database
Э15 Курс в Moodle "Биоразнообразие" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.