МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водное хозяйство промышленных предприятий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 14 12 14
Практические 16 22 16 22
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Водное хозяйство промышленных предприятий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природлпользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений о системе производственного водоснабжения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- схемы и системы водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий,
- основы форматировании и характеристики состава природных и сточных вод,
- теоретические основы химических, физико-химических и биохимических процессов очистки воды разного качества
3.2.Уметь:
3.2.1.- обоснованно выбирать направления водохозяйственной политики предприятия и разрабатывать комплексные схемы водопользования предприятий
- использовать результаты анализов производственных сточных вод для оценки качества воды, установления метода очистки, обработки, обеззараживания и определения характера воздействия воды на строительные материалы и сооружения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.расчета, проектирования и эксплуатации водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий, сооружений очистки сточных вод. Технико-экономической оценки проектных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водоснабжение промышленных предприятий
1.1. Использование водных ресурсов промышленными предприятиями Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л3.2, Л1.1
1.2. Системы промышленного водоснабжения Практические 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Системы промышленного водоснабжения Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.4. Требования к качеству производственных вод Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.5. Требования к качеству производственных вод Сам. работа 8 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.6. Методы водоподготовки Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.7. Методы водоподготовки Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Промышленное водоотведение
2.1. Сточные воды промышленных предприятий Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
2.2. Методы водоподготовки Сам. работа 8 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
2.3. Сточные воды промышленных предприятий Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
2.4. Методы очистки сточных вод Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Физико-химические методы очистки сточных вод Практические 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
2.6. Биологические методы очмстки Практические 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
2.7. Методы очистки сточных вод Сам. работа 8 12 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Учет и контроль водопользования на промышленных предприятиях
3.1. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Лекции 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л3.2, Л1.1
3.2. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Сам. работа 8 10 ОПК-8, ПК-18 Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Каковы цели и задачи водоснабжения?
а) Системы водоснабжения объектов любого назначения должны обеспечивать потребителей водой заданного качества, в требуемом количестве и под необходимым напором.
б) Системы водоснабжения должны обеспечивать очистку природной воды до питьевого качества и транспортирование её к месту потребления.
в) Системы водоснабжения должны обеспечивать водой промышленные предприятия и коммунально-бытовые объекты водой с качеством не ниже, чем требуется в ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».
2. Какого качества должна быть вода в производственных системах водоснабжения?
а) Ниже, чем в хозяйственно-питьевом водопроводе.
б) Согласно требованиям технологического процесса.
в) Умягчена, обесцвечена, обескислорожена.
3. Выберите правильное определение оборотных систем водоснабжения.
а) Системы оборотного использования воды применяют в производственных зданиях, когда вода после однократного использования в одном цехе может быть использована на другие нужды без очистки.
б) Оборотная система водоснабжения - это система по которой подаётся вода на все нужды: хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные.
в) В оборотных системах предусматривается многократное использование одной и той же воды.
4. Когда применяются системы водоснабжения с повысительной насосной установкой?
а) Когда гарантийный напор в часы максимального водопотребления недостаточен, т.е. ниже требуемого и водоразбор характеризуется большой неравномерностью.
б) Когда напор в наружном водопроводе постоянно или периодически ниже требуемого и когда во внутреннем водопроводе режим водопотребления характеризуется малой неравномерностью.
в) Когда напор в наружном водопроводе достаточен и когда существенно изменяется водопотребление в здании.
5. В каких случаях применяются зонные системы водоснабжения?
а) В высотных зданиях, когда напор в сети превышает максимально допустимый.
б) В промышленных зданиях, когда существует несколько видов потребителей, предъявляющих к качеству воды различные требования.
в) Только в коммунально-бытовых объектах.
6. В каких случаях применяются системы с разрывом струи и приёмным резервуаром?
а) Когда гарантийный напор в сети превышает максимально допустимый.
б) Когда в водопроводе слишком мал гарантийный напор - 5 м (0,05 МПа) и менее.
в) При наличии в системе противопожарного водопровода.
7. Что называется вводом внутреннего водопровода?
а) Вводом внутреннего водопровода считается участок трубопровода, соединяющий наружную водопроводную сеть с внутренней до водомерного узла или запорной арматуры, размещённых внутри здания.
б) Вводом внутреннего водопровода считается участок трубопровода, непосредственно проходящий в стене здания или фундаменте.
в) Вводом внутреннего водопровода считается участок внутриквартальной сети от стены здания до первого колодца.

8. ак определяется минимальная глубина заложения вводов?
а) Минимальная глубина заложения вводов, согласно СНиП 2.04.01-85* составляет 1,5 м.
б) Минимальная глубина ввода определяется как глубина промерзания грунта минус 0,3 м.
в) Глубина заложения труб вводов зависит от глубины заложения наружной водопроводной сети, их размещают ниже глубины промерзания грунта.
9. Какие трубы не применяются для устройства ввода водопровода? Укажите все возможные ответы.
а) Пластмассовые.
б) Стальные неоцинкованные.
в) Асбестоцементные.
г) Стальные оцинкованные.
д) Чугунные раструбные.
е) Металлополимерные.
10. Какой водомерный узел называется «простым»?
а) Без манометра.
б) Без отключающих задвижек.
в) Без обводной линии.
11. Каков минимальный диаметр турбинных водомеров, выпускаемых отечественной промышленностью?
а) 32 мм.
б) 40 мм.
в) 50 мм.
г) 70 мм.
12. Выберите основные недостатки чугунных труб. Укажите все возможные варианты.
а) Плохое сопротивление динамическим нагрузкам.
б) Наименьший срок службы.
в) Большая масса.
г) Высокая стоимость фасонных частей.
13. С какой этажности в жилых зданиях необходимо устройство противопожарного водопровода?
а) С 9 этажей и более.
б) С 10 этажей и более.
в) С 12 этажей и более.
г) С 16 этажей и более.
14. Из какого материала изготавливают трубы, обозначаемые аббревиатурой PP-R?
а) Полипропилен.
б) Поливинилхлорид.
в) Полибутен.
15. Из какого материала изготавливают трубы с маркировкой ВТ-6?
а) Железобетонные.
б) Полибутеновые.
в) Асбестоцементные.
г) Стеклопластиковые.
16. Какого диаметра выпускаются отечественной промышленностью пожарные краны?
а) 25 и 32 мм.
б) 32 и 40 мм.
в) 50 и 65 мм.
г) 90 и 100 мм.
17. Какие элементы относятся к предохранительной арматуре?
а) Краны.
б) Задвижки.
в) Водомеры.
г) Клапаны.
д) Регуляторы давления.
18. Чему равен радиус действия пожарного крана?
а) Сумме длины пожарного шланга (рукава) и длины компактной части струи, равной высоте защищаемого помещения, но не менее 6 м для жилых и других зданий высотой до 50 м и 8 м при высоте здания более 50 м.
б) Сумме длины пожарного шланга (рукава) и длины компактной части струи, равной высоте защищаемого помещения, но не менее 8 м для жилых и других зданий высотой до 50 м и 12 м при высоте здания более 50 м.
в) Сумме длины пожарного шланга (рукава) и длины компактной части струи, равной высоте защищаемого помещения, но не менее 6 м для жилых и других зданий высотой до 45 м и 8 м при высоте здания более 45 м.
19. Выберите недостатки центробежных насосов.
а) Ухудшают качество перекачиваемой воды.
б) Являются источниками шума и вибрации.
в) Необходимо усиливать основание в месте установки насоса.
20. По какой формуле рассчитывается полная вместимость напорно-запасных баков?
а) W=T∙qchr,m.
б) W=qsphr/(4n).
в) W=φTqhr,m.
г) V=BW+Wп.
21. Где запрещается установка насосных установок хозяйственно-питьевого назначения? Укажите все возможные варианты.
а) Под больничными помещениями.
б) Под рабочими комнатами административных зданий.
в) В отдельно стоящих зданиях ЦТП.
22. По какой формуле определяется необходимый (требуемый) напор на вводе?
а) H=fΣil(1+kl)/m.
б) Hltot=il(1+k1).
в) H=Hвв+h+Hgeom+ΣHltot+Hf.
23. Что называется диктующим прибором?
а) Водоразборный прибор, расположенный на первом этаже здания, ближе всего к вводу.
б) Водоразборный прибор, расположенный на верхнем этаже, наиболее удалённый от ввода геометрически.
в) Водоразборный прибор, расположенный на верхнем этаже, наиболее удалённый от ввода по длине трубопроводной сети.
24. Какова максимально допустимая скорость движения воды в трубах системы внутреннего водоснабжения?
а) 3 м/с.
б) 1 м/с.
в) 2,5 м/с.
г) 1,2 м/с.
25. Каков рекомендуемый диапазон скорости воды в трубах системы внутреннего водоснабжения при пропуске хозяйственно-питьевого расхода при питании от городского водопровода?
а) 2,5 – 3 м/с.
б) 3 – 4 м/с.
в) 1 – 1,7 м/с.
26. Каков рекомендуемый диапазон скорости воды в трубах системы внутреннего водоснабжения при пропуске хозяйственно-питьевого расхода при питании от напорно-запасных баков?
а) 1 – 1,7 м/с.
б) 3 – 5 м/с.
в) 1 м/с.
27. По какой формуле вычисляется максимальный секундный расход воды на расчётном участке сети?
а) q=5qoα.
б) q=0,2b
в) q=0,347
28. Каково минимальное расстояние от стены здания до внутриквартальной сети водоснабжения?
а) 9 – 10 м.
б) 10 – 15 м.
в) 5 – 8 м.
29. По какому признаку отличаются друг от друга системы местного и централизованного горячего водоснабжения?
а) По способу приготовления теплоносителя.
б) По способу аккумуляции теплоты.
в) По радиусу и сфере действия.
30. Верно ли утверждение? Местные системы горячего водоснабжения связаны с развитием мощных источников теплоты. Для их эксплуатации необходима сложная служба городского теплоснабжения.
а) Да.
б) Нет.
31. Верно ли утверждение? Закрытые тепловые сети предусматривают нагрев воды через поверхности, где теплоноситель и нагреваемая вода не соприкасаются, а теплота передаётся через поверхности теплообмена.
а) Да.
б) Нет.
32. Какая система горячего водоснабжения более рациональна с точки зрения использования теплоты?
а) Открытая.
б) Закрытая.
33. Верно ли утверждение? Дополнительные ёмкости – аккумуляторы теплоты – необходимы для сглаживания колебаний потребления горячей воды при равномерном режиме водопотребления.
а) Да.
б) Нет.
34. Отметьте все возможные источники теплоты для децентрализованных систем горячего водоснабжения.
а) Твёрдое и газообразное топливо.
б) Электроэнергия.
в) Солнечная энергия.
г) Атомная энергия.
35. Какие электронагреватели требуют большей мощности?
а) Проточного типа.
б) Ёмкостного типа.
36. Выберите формулу, описывающую передачу теплоты (закон Фурье).
a) qt=- t/n = - grad t.
б) qt= t/n =  grad t.
в) Q=qF.
37. Верно ли утверждение? Водонагреватели проточного типа отличаются малой теплопроизводительностью и большой теплоёмкостью.
а) Да.
б) Нет.
38. При каком направлении движения теплоносителя относительно нагреваемой воды достигается лучший теплообмен в водо-водяных скоростных секционных водонагревателях?
а) При попутном движении теплоносителя и нагреваемой воды.
б) При противоточном движении.
39. По какой формуле рассчитывается площадь поверхности нагрева водонагревателя?
а) m=Fвн/fc.
б) F=Qрт/(k t 3,6).
в) F=ma.
г) F=1000 Q1/q20.

40. Какая температура горячей воды принимается обычно за расчётную?
а) 35-40.
б) 40-50.
в) 55-60.
г) 70-90.
41. Какие канализационные сети наиболее распространены?
а) Самотечные.
б) Напорные.
42. В каких случаях применяют насосные или пневматические установки на канализационной сети?
а) При соединении нескольких зданий.
б) При пересечении сетью препятствий.
в) Когда сточную воду невозможно отвести самотёком.
43. Какие установки применяются для предварительной обработки сточных вод? Выберите все возможные варианты.
а) Решётки.
б) Жироуловители.
в) Аэротенки.
г) Пневматические установки.
д) Грязеотстойники.
44. Является ли обязательным установка гидравлических затворов (сифонов) на приёмниках сточных вод.
а) Нет.
б) Только на бытовых приборах.
в) Только на производственных приёмниках.
г) Обязательна на всех приёмниках сточных вод.
45. Для каких целей устанавливаются гидрозатворы (сифоны)?
а) Чтобы снизить скорость потока жидкости на входе в приёмник сточных вод.
б) Чтобы газы, образующиеся в канализационной сети, не проникали в помещение.
46. Как правильно располагаются раструбы при соединении труб?
а) Должны быть обращены против направления движения сточных вод.
б) Должны быть обращены по направлению движения сточных вод.
47. Какие устройства для ликвидации засоров установлены на внутриквартальной канализационной сети внутри здания?
а) Ревизии.
б) Сифоны.
в) Выпуски.
г) Прочистки.
д) Решётки.
48. Для чего предназначены вытяжные трубопроводы, устанавливаемые в верхней части канализационной сети на стояках? Выберите все возможные варианты.
а) Для прочистки стояков при засоре.
б) Для удаления газов, образующихся в канализационной сети.
в) Для уравнивания давления в стояке при залповых сбросах.
49. Какова минимальная глубина заложения канализационной сети?
а) На 0,3 м выше глубины промерзания грунта, но не менее 0,7 м.
б) На 0,3 м ниже глубины промерзания грунта, но не менее 0,7 м.
в) Равная глубине промерзания грунта.
50. Верно ли утверждение? Расчётная скорость движения сточной жидкости на следующем участке должна быть не меньше, чем на предыдущем.
а) Да.
б) Нет.
51. Верно ли утверждение? На самотечной сети канализации вдоль трассы диаметры на следующем участке не должны быть меньше, чем на предыдущем. (Увеличение диаметров по ходу сточной жидкости).
а) Да.
б) Нет.
52. Наполнение самотечного трубопровода вдоль трассы должно изменяться следующим образом.
а) Увеличиваться.
б) Уменьшаться.
в) Может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.
53. Смотровые колодцы на канализационных сетях устанавливают в следующих местах. Выберите все возможные варианты.
а) В местах присоединений.
б) В местах изменения направления трассы.
в) В местах изменения уклонов.
г) В местах изменения диаметров.
д) На прямых участках через определённое расстояние в зависимости от диаметра.
54. Угол между присоединяемой и отводящей трубами должен быть не менее:
а) 45.
б) 60.
в) 90.
г) 120.
д) 180.
55. Наименьший диаметр труб самотечной внутриквартальной бытовой и производственной канализации составляет:
а) 100 мм.
б) 150 мм.
в) 200 мм.
г) 250 мм.
56. Наименьший диаметр труб самотечной уличной ливневой канализации составляет:
а) 100 мм.
б) 150 мм.
в) 200 мм.
г) 250 мм.
57. Соединение трубопроводов разных диаметров самотечной канализационной сети выполняется следующими способами. Выберите все возможные варианты.
а) По оси труб.
б) По шелыгам.
в) По расчётному уровню жидкости.
г) По лотку трубы.
58. Что такое незаиляющая скорость?
а) Скорость движения жидкости по илопроводам на очистных сооружениях.
б) Минимально допустимая скорость движения сточной жидкости в самотечных трубопроводах, препятствующая выпадению взвешенных частиц на дно трубы и обеспечивающая самоочищение трубопровода.
в) Скорость движения воды в лотках производственной канализации.
59. По какой формуле рассчитывается расход внутридомовых стоков?
а) qtot=5qotot.
б) q=V.
в) qs=qtot+qso.
60. Каким образом изменяется уклон канализационного самотечного трубопровода по ходу трассы?
а) Должен возрастать.
б) Должен уменьшаться.
в) Может возрастать или уменьшаться.

Тесты

1. Трубопроводы диаметром более 500 мм могут прокладываться выше
глубины промерзания в метрах на:
1-0.7: 2-0.5:3-0.3:4-0.1.
2. Минимальная глубина заложения до верха водоотводящей трубы в
метрах составляет:
1-1,1:2-0.9: 3-0,7; 4-0,5; 5-0,3.
3. Наименьшая глубина заложения водоотводящих труб, Н, м, для
различных диаметров определяется по формуле:
1-Н=11промерз.; 2- Н=11промерз "(0,3 •• 0,5); 3- Н=11Промерз +(0,3.. .0,5);
4- Н=Ьщ>омерз-(0,3...0,5) более 0,7+d.
4. Максимальная глубина заложения водоотводящих труб при условии
открытой прокладки в суглинистых грунтах в метрах составляет:
1-7-8; 2-10-11; 3-12-13:4-5-6.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Механическая очистка сточных вод.
2. Биохимическая очистка сточных вод в естественных и искусственных условиях.
3. Обработка и обеззараживание осадков сточных вод.
4. Методы и сооружения для доочистки биологически очищенных сточных вод.
5. Водоотводящие системы промышленных предприятий. П
6. ринципы водоотведения производственных сточных вод (ПСВ).
7. Общие принципы очистки ПСВ и обработки осадков.
8. Особенности механической очистки ПСВ.
9. Химическая очистка ПСВ.
10. Физико-химическая очистка ПСВ.
11. Особенности биохимической очистки ПСВ.
12. Обработка осадков ПСВ.
13. Системы водоотведения и очистные станции промышленных предприятий..
14. Оборотная система водопользования.
15. Водное хозяйство предприятия (на примере отдельной отрасли).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрелков А. К., Теплых С. Ю Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Калыгин В. Г. Промышленная экология: учебное пособие Академия, 2010
Л2.3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Калыгин В.Г. Промышленная экология: Учебное пособие для Вузов Академия, 2006
Л3.2 Калыгин В.Г. Промышленная экология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Издательский центр «Академия», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аксенов В.И. Водное хозяйство промышленных предприятий. М.,2005. www.c-o-k.ru
Э2 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exсel.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических во-просов дисциплины «Кадастровая оценка земли» в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный ал-горитм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии ре-шения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисци-плины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его зада-чи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие само-стоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам при-вить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт пуб-личных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На се-минарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суж-дения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассмат-ривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные во-просы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нуж-ный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студен-там страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения пуб-личного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.