МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 107
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме" является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области информационных технологий в туризме и гостиничной деятельности, глобальными системами бронирования и информационными системами автоматизации в предприятиях сервиса, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы информационно-коммуникационных технологий готовностью к применению их в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.применять информационно-коммуникационные технологии и методы исследовательской деятельности в сервисе; применять профессиональные знания в области информационно-коммуникационных технологии и методы исследовательской деятельности в сервисе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий и методикой решения задач в профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные процессы в туризме
1.1. Структура и классификация современных информационных технологий в туризме Лекции 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Глобальные формы реализации систем бронирования и резервирования Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
1.3. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
1.4. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Сам. работа 2 7 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Структура и классификация современных информационных технологий в туризме
2.1. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере Лекции 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л1.2
2.3. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
2.5. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Сам. работа 2 7 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Автоматизированные информационные системы в управлении туристским комплексом
3.1. Типы информационных систем менеджмента применяемые в туризме. Оценка преимуществ и недостатков специализированных пакетов прикладных программ для туризма Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1
3.2. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft), система САМО-Тур(фирма Само) Программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт) Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group) Программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) и др. Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Локальные и глобальные компьютерные сети, их назначение, топология и возможности использования в туризме Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Автоматизированные информационные системы в управлении гостиничным комплексом
4.1. Автоматизированные информационные системы в управлении гостиничным комплексом Лекции 2 0 ОПК-1 Л1.2
4.2. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
4.4. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест
5.1. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест Лекции 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
5.2. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
5.3. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
5.4. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
5.5. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Применение мультимедийных технологий в туризме
6.1. Основные направления использования мультимедийных технологий в туристическом бизнесе и СКС Лекции 2 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
6.2. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.3. Просмотр, отбор, создание, редактирование и удаление документов. Поиск в журнале документов. Создание отчетов. Восстановление и сохранение отчетов. Детализация отчетов. Печать отчета. Лабораторные 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.4. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л1.2
6.5. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
6.6. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.7. Информационные системы туроперейтинга Лекции 2 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.8. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.9. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
6.10. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
6.11. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.12. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.13. Основные направления развития туризма в свете применения информационных технологий. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
6.14. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.15. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
6.16. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
6.17. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.18. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.19. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
6.20. Установление стимулирования сбыта туристского продукта. Выбор инструментов стимулирования сбыта, выявление круга наиболее перспективных участников технологического процесса Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.21. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.22. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 2 0 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
6.23. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Сам. работа 2 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.24. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 2 19 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
6.25. Экзамен 2 13 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; отв. ред. В. В. Трофимов: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FC4AE65-453C-4F6A-89AA-CE808FA83664
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F79974E0-B12F-4EC2-ADA9-AF2D10B4A122
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2019 https://urait.ru/bcode/413451
Л2.2 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/431772
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4862
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. Гургенидзе, А. Видеоконференцсвязь: вчера, сегодня, завтра / А. Гургенидзе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. connect. ru/article. asp? id=7268.
6. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
7. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
8. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
9. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
10. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
11. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
12. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
13. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
14. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
15. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
16. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.