МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водные ресурсы Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 43 44 43
Итого 72 71 72 71

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Винокуров Ю.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Водные ресурсы Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины "Водные ресурсы Алтайского края" является изучение состояния водных объектов,водных ресурсов, их запасов и распределения по территориии Алтайского края, а также изучение вопросов их рационального использования и охраны.
Задачи:
- дать студентам необходимые знания о водных ресурсах и их распространениии в Алтайском крае;
- сформировать представления о современных проблемах водного сектора;
- рассмотреть меры по охране и рациональному использованию водных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру, строение, динамику, закономерности развития географической оболочки, окружающей природной среды;
- фундаментальные основы функционирования географической оболочки и его компонентов;
- теоретические основы гидрологии, климатологии и ландшафтоведения;
- базовые понятия в области гидрологии, климатологии, ландшафтоведения и т.д.;
- современный круг вопросов и проблем, касающихся водных ресурсов;
- особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, подземных вод региона;
- закономерности пространственной и временной изменчивости их состояния.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать процессы функционирования природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством;
- применять методы экологического картографирования в практической деятельности;
- выявлять особенности формирования и распределения водных ресурсов региона;
- использовать базовые понятия в области гидрологии суши;
- оценить гидрологические особенности водных объектов и их трансформацию, особенно под влиянием антропогенного фактора;
- устанавливать основные источники загрязнения водных объектов в регионе;
- применять экологическое картографирование для предотвращения загрязнения водных объектов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования знаний в области землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии;
- опыт профессиональной деятельности при проведении полевых и лабораторных исследований;
- навыки оценки состояния водных объектов;
- навыки экологического картографирования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы Алтайского края
1.1. Основные понятия и особенности курса. Классификация водных объектов. Масштаб и характер распределения водных ресурсов по территории Алтайского края. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Водные ресурсы Алтайского края, и их распределение Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Водные ресурсы Алтайского края, и их распределение Сам. работа 6 3 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Реки Алтайского края
2.1. Реки Алтайского края: классификация, характеристики, особенности Лекции 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Реки Алтайского края Практические 6 4 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Реки Алтайского края Сам. работа 6 6 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Озера Алтайского края
3.1. Озера Алтайского края: их классификации,характеристики, особенности. Водохранилища Алтайского края. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.2. Озера и водохранилища Алтайского края Практические 6 4 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.3. Озера и водохранилища Алтайского края Сам. работа 6 6 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Подземные воды Алтайского края
4.1. Подземные воды Алтайского края. Типы подземных вод, их характеристики и особенности, проблемы распространения. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2
4.2. Распространение подземных вод по территории Алтайского края. Их особенности и проблемы использования. Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2
4.3. Распространение подземных вод по территории Алтайского края. Их особенности и проблемы использования. Сам. работа 6 6 ПК-14 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Использование водных ресурсов
5.1. Хозяйственное использование водных ресурсов. Динамика и проблемы использования. Экономическая оценка водных ресурсов. Лекции 6 1 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Загрязнение и истощение водных ресурсов, их охрана и рациональное спользование. Лекции 6 1
5.3. Хозяйственное использование водных ресурсов. Водохозяйственный комплекс края. Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.4. Проблемы загрязнения и истощения водных ресурсов Алтайского края.Мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Практические 6 4
5.5. Хозяйственное использование водных ресурсов. Водохозяйственный комплекс края. Сам. работа 6 6 ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.6. Проблемы загрязнения и истощения водных ресурсов Алтайского края. Сам. работа 6 6
Раздел 6.
6.1. Подготовка к зачету Сам. работа 6 10 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тема: Водные ресурсы Алтайского края, и их распределение
1. Виды водных объектов, расположенных на территории Алтайского края.
2. Характер распределения водных ресурсов по территории края.
3. Водообеспеченность Алтайского края.
4. Обеспеченность речным стоком края.
Тема: Реки Алтайского края
1. Общая характеристика рек Алтайского края: малые, средние, крупные, бассейны рек.
2. Река Обь, ее характеристики и особенности.
3. Реки Катунь и Бия, как составляющие реки Объ.
4. Характеристики и особенности гидрологического режима реки Алей.
5. Река Чарыш, ее характеристики и особенности гидрологического режима.
6. Характеристики и особенности гидрологического режима реки Чумыш.
7. Малые реки Алтайского края.
Тема: Озера и водохранилища Алтайского края
1. Пресные озера Алтайского края.
2. Соленые озера Алтайского края.
3. Горько соленые озера Алтайского края.
4. Водохранилища, расположенные на территории края.
Тема: Распространение подземных вод по территории Алтайского края. Их особенности и проблемы использования.
1. Распределение подземных вод по территории края. Виды подземных вод и краткая характеристика.
2. Артезианские воды, их распределение и использование.
3. Особенности подземных вод Алтайского края.
4. Гидрохимический аспект подземных вод края.
5. Проблемы использования подземных вод.
Тема: Хозяйственное использование водных ресурсов. Водохозяйственный комплекс края.
1. Виды водопользования, осуществляемые в крае.
2. Водные ресурсы, наиболее используемые в хозяйственной деятельности.
3. Водохозяйственный комплекс Алтайского края.
4. Проблемы водообеспеченности в крае.
5. Изменение речного стока в процессе водопользования
Тема: Проблемы загрязнения и истощения водных ресурсов Алтайского края.
1. Источники загрязнения природных вод в крае.
2. Загрязнение подземных вод Алтайского края.
3. Какие водные объекты края подвергаются наибольшему загрязнению?
4. Допустимая антропогенная нагрузка. Какие водные объекты подвержены чрезмерной антропогенной нагрузке?
5. Проблема истощения водных ресурсов, характерна ли она для Алтайского края?
Тема: Мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, осуществляемые в крае.
1. Какие органы в крае отвечают за охрану водных ресурсов и регулирование водопользования?
2. Какие проводятся мероприятия для предотвращения загрязнения природных вод?
3. Какие мероприятия направлены на обеспечение рационального использования природных вод?
4. Мероприятия по защите от вредного воздействия вод: от наводнений и паводков.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Защита водных объектов от загрязнения и истощения.
2. Защита подземных вод от загрязнения.
3. Влияние качества воды на здоровье населения.
4. Плата за водопользование в Алтайском крае.
5. Малые реки, использование и охрана.
6. Пути сокращения вредных воздействий на водные объекты.
7. История формирования озер Алтайского края.
8. Водохозяйственный комплекс Алтайского края и его развитие.
9. Водохозяйственные проблемы Алтайского края.
10. Мероприятия по защите от вредного воздействия вод.
11. Рациональное использование и охрана водных ресурсов как основа государственной политики в сфере водопользования.
12. Вода как фактор жизнеобеспечения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Водные ресурсы Алтайского края"(по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: учебник для вузов: учебник Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 К. К. Эдельштейн Гидрология материков: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Экология и рациональное природопользование: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Б. Н. Лузгин Экология Алтайского края: учеб. пособие для вузов Изд-во АлтГУ, 2008
Л2.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-популярная энциклопедия «Вода России» - Алтайский край water-rf.ru
Э2 Курс в Moodle "Водные ресурсы Алтайского края" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.