МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-археологическое наследие Алтайского региона в туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Историко-археологическое наследие Алтайского региона в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.01.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.01.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать у студентов представление об объектах археологического наследия Алтайского края и Республики Алтай и различных формах использования археологического наследия в сфере туризма.
Реализация поставленных целей возможна в ходе решения следующих задач:
• сформировать у студентов представление об археологии как о разделе истории, имеющим определённую специфику, связанную с характером источников.
• сформировать у студентов целостное представления об археологической периодизации, основных характеристиках этапов древней истории и исторических процессах, протекавших на Алтае в древности и средневековье.
• сформировать у студентов представление о месте археологических культур Алтая в кругу синхронных памятников сопредельных территорий Северной Евразии.
• сформировать у студентов представление об имеющихся на территории Алтайского края и Республики Алтай объектах археологического наследия.
• сформировать у студентов навыки практического использования в туристической практике познавательных и развлекательных ресурсов археологического наследия Алтая.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
ОК-4: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8: готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику археологии в контексте исторических дисциплин, связанную с характером источников;
археологическую периодизацию;
основные характеристики этапов древней истории и исторических процессах, протекавших на Алтае в древности и средневековье;
этнокультурные особенности населения Алтайского края и Республики Алтай в древности и средневековье.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать основные нормативные документы, регламентирующие вопросы сохранения и использования памятников археологии на территории Российской Федерации;
- находить и анализировать информацию об объектах археологического наследия Алтайского края и Республики Алтай.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• определения хронологии, периодизации и культурной принадлежности отдельных артефактов и вещевых комплексов древности и средневековья Алтайского региона;
использования в туристической практике познавательных ресурсов археологического наследия Алтайского региона;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Археология»
1.1. Предмет, цели и задачи археологии. История становления археологии в России и на Западе. Специфика археологии как части истории. Лекции 2 4 ОК-1, ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Объекты археологического наследия Алтая. Экскурсия в музей археологии и этнографии АлтГУ Практические 2 6 ОК-1, ОК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. изучение дополнительной литературы Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Каменный век Алтая
2.1. История изучения памятников каменного века Алтая Лекции 2 2 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Использование памятников каменного века в сфере туризма в России и за рубежом Лекции 2 2 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Реконструкция древних технологий и форм хозяйства у населения Алтая в эпоху камня. Практические 2 4 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. изучение дополнительной литературы Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Эпоха бронзы Алтая
3.1. История изучения памятников эпохи бронзы Алтая Лекции 2 2 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Использование памятников эпохи бронзы в сфере туризма в России и за рубежом Лекции 2 4 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Использование памятников эпохи бронзы в сфере туризма в России и за рубежом Практические 2 12 ОК-1, ОК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. изучение дополнительной литературы Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Ранний железный век Алтая
4.1. История изучения памятников раннего железного века Алтая Лекции 2 2 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Использование памятников раннего железного века Алтая в сферу туризма Практические 2 10 ОК-1, ОК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. изучение дополнительной литературы Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Алтай в средние века
5.1. Использование памятников средневековья в сфере туризма в России и за рубежом Лекции 2 2 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Развитие вооружения, тактики и стратегии боя у населения Алтая в 5-13 вв. н.э. Практические 2 4 ОК-1, ОК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. изучение дополнительной литературы Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/viewer/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254#page/1
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мартынов А. И. Культурогенез: учеб. пособие М.: Высшая школа, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7?
Л2.2 Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В., Семибратов В.П., Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Историко-культурное наследие "Бирюзовой Катуни" (опыт интеграции в сферу туризма) : монография Изд-во Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/232/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л2.3 Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири : монография Изд-во Алт. ун-та, 2002 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/99
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт археологии и этнографии СО РАН г. Новосибирск ttp://www.archaeology.nsc.ru/default.aspx
Э2 Институт археологии г. Москва http://www.archaeolog.ru
Э3 Институт истории материальной культуры г. Санкт-Петербург http://www.archeo.ru
Э4 Археология Алтая – информационно-аналитический портал http://archaeology.asu.ru
Э5 Курс "Историко-культурное наследие Алтая в туризме" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3951
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочная система «Гарант»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение