МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водохозяйственные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 14 12 14
Практические 16 22 16 22
Сам. работа 17 9 17 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Водохозяйственные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - формирование представления о водных объектах и гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружениях, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия - водохозяйственные системы, водные объекты, водохозяйственные объекты и их значение в хозяйстве, при восстановлении и охране водных объектов и их водных ресурсов; внутрибассейновые и межбассейновые водохозяйственные системы; гидротехнические сооружения и гидротехнические работы (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов, борьбы с вредным воздействием вод); гидроузел (энергетический, воднотранспортный, водозаборный); условия создания и эксплуатации гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений; последствия от воздействия гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений на водные объекты; перечень гидротехнических сооружений на водных объектах суши в пределах Алтайского края и других регионов России и мира; содержание ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.




3.2.Уметь:
3.2.1.составлять характеристику следующих гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений - плотин, водохранилищ, дамб, каналов, водоводов, канализационных очистных сооружений и пр.; отличать гидроузлы по предназначению (энергетические, водотранспортные, водозаборные); выявлять причины для строительства гидротехнических сооружений на водных объектах отдельных территорий, а также водопроводных, канализационных сооружений в пределах населенных пунктов и последствия от их воздействия на природные и антропогенные объекты; понимать, что "водохозяйственные объекты" являются объектами планирования и управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы со стандартами в области охраны окружающей среды (например, ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения); проектными документами в области комплексного использования и охраны водных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Водохозяйственные системы. Основные понятия. Методология курса. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Водохозяйственные системы. Классификации водохозяйственных систем и их значение. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Водохозяйственные системы: общий обзор. Практические 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Гидротехнические сооружения как водохозяйственные системы.
2.1. Гидротехнические сооружения. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Гидротехнические работы(строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и борьбы с вредным воздействием вод). Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Гидротехнические сооружения как водохозяйственные системы. Гидроузлы (энергетические, воднотранспортные, водозаборные). Практические 6 4 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Гидротехнические сооружения на водных объектах Алтайского края. Практические 6 4 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Водопроводные сооружения как водохозяйственные системы.
3.1. Водопроводные сооружения. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Водопроводные сооружения как водохозяйственные сооружения. Практические 6 4 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Водопроводные сооружения города Барнаула и населенных пунктов Алтайского края. Практические 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Канализационные сооружения как водохозяйственные системы.
4.1. Канализационные сооружения. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Канализационные сооружения как водохозяйственные сооружения. Практические 6 4 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Канализационные сооружения г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края. Практические 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Водохозяйственные системы как объекты планирования и управления. Лекции 6 2 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Подготовка к экзамену. Сам. работа 6 9 ПК-16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Понятие "водохозяйственные системы", "водные объекты", "водохозяйственные объекты".
2. Значение водохозяйственных систем в хозяйстве, при восстановлении и охране водных объектов и их водных ресурсов.
3. Внутрибассейновые и межбассейновые водохозяйственные системы.
4. Классификации гидротехнических сооружений. Характеристика каждой классификации.
5. Плотины как гидротехнические объекты. Общая характеристика.
6. Водохранилища как гидротехнические объекты. Общая характеристика.
7. Дамбы как гидротехнические объекты. Общая характеристика.
8. Железнодорожные и коммунальные мосты как гидротехнические объекты. Общая характеристика.
9. Гидротехнические работы (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов).
10. Гидротехнические работы (для борьбы с вредным воздействием вод).
11. Гидроузлы энергетические. Общая характеристика.
12. Гидроузлы воднотранспортные. Общая характеристика.
13. Гидроузлы водозаборные. Общая характеристика.
14. Условия создания и эксплуатации гидротехнических сооружений.
15. Последствия воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты суши.
16. Гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах Алтайского края).
17. Гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах региона по выбору студента).
18. Классификации водопроводных сооружений. Характеристика каждой классификации.
19. Каналы и оросительные системы. Общая характеристика.
20. Водоводы и их типы. Практическое использование в хозяйстве.
21. Условия создания и эксплуатации водопроводных сооружений.
22. Условия создания и эксплуатации канализационных сооружений.
23. Водопроводные и канализационные сооружения и их воздействие на водные объекты г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края.
24. ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.
25. Эксплуатация гидротехнических сооружений на водных объектах отдельных территорий (по выбору студента) и последствия их воздействия на природные и антропогенные объекты.
26. Эксплуатация водопроводных, канализационных сооружений в пределах населенного пункта (по выбору студента) и последствия их воздействия на природные и антропогенные объекты.
27.Водохозяйственные системы как объекты планирования и управления.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Составить характеристику плотин как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
2. Составить характеристику водохранилищ как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
3. Составить характеристику дамб как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
4. Составить характеристику железнодорожных и коммунальных мостов как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
5. Выявить особенности гидротехнических работ (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов). Подготовить тематическую презентацию.
6. Выявить особенности гидротехнических работ (для борьбы с вредным воздействием вод). Подготовить тематическую презентацию.
7. Охарактеризовать гидроузлы энергетические (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
8. Охарактеризовать гидроузлы воднотранспортные (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
9. Охарактеризовать гидроузлы водозаборные (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
10. Выявите условия создания и эксплуатации гидротехнических сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
11. Выявите последствия воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты суши (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
12. Охарактеризовать гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах Алтайского края; по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
13. Охарактеризовать гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах любого региона; по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
14. Охарактеризовать каналы и оросительные системы (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
15. Определить практическое использование водоводов в хозяйстве. Подготовить тематическую презентацию.
16. Выявить особенности эксплуатации водопроводных сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
17. Выявить особенности эксплуатации канализационных сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
18. Выявить особенности водопроводных и канализационных сооружений и их воздействие на водные объекты г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине «Водохозяйственные системы» (по каждому разделу) приведены в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Быков А. П. Инженерная экология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. Основы природопользования и природообустройства: Учебник для бакалавра Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200009357. - Заглавие с экрана.
Э2 Курс в Moodle «Водохозяйственные системы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Водохозяйственные системы» предполагает изучение вопросов, связанных с водными объектами и гидротехническими, водопроводными, канализационными сооружениями, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
Освоение содержания дисциплины "Водохозяйственные системы" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 6 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Во время лекции по учебной дисциплине "Водохозяйственные системы" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Обязательным требованием к студенту является - работа с периодическими научными изданиями.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям билета (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной экзаменационной работой.