МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина "География" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с историей географии и ее становления как науки. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о самой науке, ее направлениях, проблемах и перспективах развития.
Задачи: 1) продолжить формирование представления у студентов о науке "География" (о становлении науки, основных этапах ее развития, современных направлениях географии, тенденциях ее развития);
2) продолжить расширение географического кругозора (формирование базовых знаний) у студентов за счет изучения новых понятий и терминов, законов и закономерностей, фактов, географической номенклатуры ;
3) продолжить формирование умений работать с литературой и источниками (электронными ресурсами), картографическим материалом; совершенствовать работу студентов с контурными картами за счет выполнения практических заданий;
4) владеть базовыми знаниями для объяснения процессов, происходящих в природе и техносфере, а также причин глобальных и региональных экологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы становления географии как науки; систему географической науки (основные направления географии и систему ее дифференциации); систему научных знаний (учения, теории, концепции, гипотезы) как основу современной географии; историю географических открытий эпохи Средневековья и Великих географических открытий, географических исследований и открытий эпохи Нового и Новейшего времени; современные динамические процессы в природе и техносфере, состояние геосфер Земли.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять важнейшие этапы в развитии (становлении) географии как науки; называть основные направления географии и объекты их дифференциации; определять научные межпредметные (метапредметные) знания, имеющие важное значение в развитии экологии и природопользования; называть фамилии и имена путешественников и исследователей и их вклад в развитие географии; показывать на географической карте маршруты исследователей и открытые ими объекты; выявлять причинно-следственные связи между процессами в природе и техносфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с общегеографическими и тематическими картами; работы с контурными картами; с литературными источниками и электронными ресурсами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Введение в курс. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы современной географии. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4
1.3. Теоретические основы современной географии. Практические 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Заполнить таблицу "Научные знания, используемые в школьных курсах географии", используя информацию из содержания докладов студентов и текста школьных учебников по географии. Рубрики таблицы: школьный курс географии; тема; перечень используемых научных знаний; примечания. Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Сформулировать выводы (о роли научных знаний в освоении учащимися школьных курсов географии и отдельных тем; о соотношении доли научных знаний в школьных курсах географии). Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. История формирования географической науки.
2.1. История формирования географической науки (география в Древнем и Средневековом мире; становление географии в эпоху Великих географических открытий). Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.2. Географические исследования и открытия эпохи Средневековья и Великих географических открытий. Практические 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.3. Заполнить таблицу "Географические исследования и открытия эпохи Средневековья и Великих географических открытий", используя информацию из содержания лекций, дополнительного материала, картографических источников. Рубрики таблицы: исследователи (путешественники, первооткрыватели); основные маршруты (пути) на суше (море), открытые (освоенные) в ходе исследования (путешествия); исследованные (открытые) географические объекты (острова, участки материковой суши, течения, моря, океаны и иные объекты); результат исследования (путешествия). Сам. работа 1 7 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.4. Сформулировать выводы (о результатах исследований, путешествий и организованных экспедиций в эпоху Средневековья и Великих географических открытий). Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.5. На контурной карте мира необходимо выполнить следующую графическую работу: 1) нанести основные маршруты исследователей (маршруты экспедиций), которые осуществлялись в эпоху Великих географических открытий; 2) отметить разной заливкой владения Испании, Португалии, Англии, Франции, Голландии (в пределах материков и отдельных островов), возникшие в изучаемую эпоху; 3) отметить штриховкой территории, которые "открыли", а затем освоили русские землепроходцы; 4) оформить условные обозначения в контурной карте. Сам. работа 1 9 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.6. Научная систематизация географических знаний и становление современной географии (географические исследования Нового и Новейшего времени). Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.7. Географические исследования и открытия эпохи Нового времени (XVII-н.XVIII вв.). Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.8. Необходимо заполнить представленную таблицу "Кругосветные плавания XVIII – первой половины XIX вв. и их значения", используя информацию из содержания лекций, дополнительного материала, картографических источников. Рубрики таблицы: исследователи (путешественники, первооткрыватели); основные маршруты (пути) на море и суше, открытые (освоенные) в ходе кругосветного путешествия; исследованные (открытые) географические объекты (острова, участки материковой суши, течения, моря, океаны и иные объекты); результат исследования (кругосветного путешествия). Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.9. Изучить работу каждого отряда Великой Северной экспедиции (по литературным источникам) и составить перечень основных её результатов и достижений в форме таблицы "Великая Северная экспедиция и её значение для развития (становления) географии в России". Рубрики таблицы: отряд и руководитель экспедиции; территориальные открытия; океанографические открытия; результаты и достижения экспедиции. Сам. работа 1 5 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.10. Указать (письменно) перечень географических объектов, которые были открыты В. Баренцем, С. Дежнёвым и Ф. Поповым в XVII в. Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.11. На контурной карте мира необходимо выполнить следующую графическую работу: 1) нанести основные маршруты кругосветных плаваний, которые осуществлялись в XVIII – первой половине XIX вв.; 2) отметить на карте географические объекты, которые были исследованы (открыты) во время кругосветных плаваний в XVIII – первой половине XIX вв.; 3) отметить на карте географические объекты, которые были исследованы (открыты) во время Великой Северной экспедиции и российских академических экспедиций во внутренних районах Азии; 4) оформить условные обозначения в контурной карте. Сам. работа 1 5 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.12. Географические исследования и открытия эпохи Нового времени (сер. XVIII-XIX вв.). Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Современная география: проблемы и перспективы развития.
3.1. Становление современной географии (особенности развития географии в СССР (России) и зарубежных странах; новые тенденции в развитии географии). Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.2. Развитие (становление) современной географии XX-н.XXI вв.). Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Что Вы понимаете под понятием "Современная география"? Установите связь между географией как наукой и Вашим направлением подготовки "Экология и природопользование".
2. Рассмотрите систему географической науки (по В.П. Максаковскому), выявив основные направления географии и систему ее дифференциации. В ходе работы необходимо составить характеристику основных "стволовых наук" географии и их состав.
3. Охарактеризуйте основные научные знания (учения, теории, концепции, гипотезы), являющиеся основой современной географии.
4. Какие географические научные знания используются в экологии и природопользовании? Приведите примеры.
5. Назовите отдельные темы из школьных курсов географии, где в их содержании использованы научные знания (учения, теории, концепции, гипотезы).
6. В чем заключается ценность географических идей эпохи античности? Использовались ли знания этого периода развития человечества в эпоху Средневековья?
7. Как развивалась географическая мысль в эпоху Средневековья в Европе и "арабском мире"? Какие территории были исследованы в эту эпоху арабами? Почему?
8. Назовите причины (предпосылки) Великих географических открытий.
9. Какова роль Великих географических открытий в развитии географии как науки?
10. Перечислите географические открытия эпохи Средневековья и Великих географических открытий.
11. Охарактеризуйте "Великую Северную экспедицию" и укажите её значение для развития (становления) географии в России.
12. Какие кругосветные плавания осуществились в XVIII – первой половине XIX вв.? Укажите их значение.
13. В чем заключается ценность географического изучения природы Земли в XVIII в. по сравнению с предшествующим периодом? Охарактеризуйте этот период становления географии.
14. Как происходило развитие (становление) географии в России в XVIII в.? Какова роль в этом процессе М.В. Ломоносова и других выдающихся русских учёных?
15. Перечислите основные заслуги А. Гумбольдта и К. Риттера в становлении географии как науки.
16. Каковы заслуги П.П. Семёнова-Тян-Шанского в развитии географии? Кто из учёных входил в его научную школу? Какие исследования они проводили?
17. Охарактеризуйте научную деятельность следующих российских учёных XIX в.: Н.А. Северцева, А.И. Воейкова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, И.Д. Черского, П.А. Кропоткина, Ю.М. Шокальского, А.Л. Чекановского, И.В. Мушкетова, В.В. Докучаева, Л.С. Берга.
18. Чем различаются представления о значении Земли для человечества и природы – для человека в трудах Э. Реклю, Дж.П.Марша и Л.И. Мечникова? Каковы общие черты можно назвать в представлениях этих учёных?
19. С какой целью были созданы в XIX в. географические общества в отдельных странах? Охарактеризуйте деятельность Русского географического общества.
20. Какой из процессов был характерен для географии XIX в. – унификации и(или) дифференциации? Почему?
21. Перечислите основные факторы, которые определили развитие географического знания в XX веке. Отличаются ли они от факторов, которые определяли ход развития географии в XIX веке?
22. Какие события XX в. изменили географическую картину мира? Произошли ли изменения в содержании политической карты?
23. Как развивалась географическая наука в СССР? Какие важные этапы в ее становлении Вы можете выделить?
24. Охарактеризуйте деятельность научной школы Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского. Какую роль она оказала на развитие (формирование) экономической географии?
25. Какой вклад в развитие географии внесли следующие отечественные ученые: Л.С. Берг, А.А. Григорьев, В.И. Вернадский?
26. Как развивалась зарубежная география в XX веке? Охарактеризуйте основные исследования и взгляды ученых Франции, Великобритании, США, Германии.
27. Перечислите основные тенденции развития современной географии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Заполнить таблицу "Научные знания, используемые в школьных курсах географии", используя информацию из содержания докладов студентов и текста школьных учебников по географии. Рубрики таблицы: школьный курс географии; тема; перечень используемых научных знаний; примечания.
2. Сформулировать выводы (о роли научных знаний в освоении учащимися школьных курсов географии и отдельных тем; о соотношении доли научных знаний в школьных курсах географии).
3. Заполнить таблицу "Географические исследования и открытия эпохи Средневековья и Великих географических открытий", используя информацию из содержания лекций, дополнительного материала, картографических источников. Рубрики таблицы:
исследователи (путешественники, первооткрыватели); основные маршруты (пути) на суше (море), открытые (освоенные) в ходе исследования (путешествия); исследованные (открытые) географические объекты (острова, участки материковой суши, течения, моря, океаны и иные объекты); результат исследования (путешествия).
4. Сформулировать выводы (о результатах исследований, путешествий и организованных экспедиций в эпоху Средневековья и Великих географических открытий).
5. На контурной карте мира необходимо выполнить следующую графическую работу:
1) нанести основные маршруты исследователей (маршруты экспедиций), которые осуществлялись в эпоху Великих географических открытий;
2) отметить разной заливкой владения Испании, Португалии, Англии, Франции, Голландии (в пределах материков и отдельных островов), возникшие в изучаемую эпоху;
3) отметить штриховкой территории, которые "открыли", а затем освоили русские землепроходцы;
4) оформить условные обозначения в контурной карте.
6. Необходимо заполнить представленную таблицу "Кругосветные плавания XVIII – первой половины XIX вв. и их значения", используя информацию из содержания лекций, дополнительного материала, картографических источников. Рубрики таблицы: исследователи (путешественники, первооткрыватели); основные маршруты (пути) на море и суше, открытые (освоенные) в ходе кругосветного путешествия; исследованные (открытые) географические объекты (острова, участки материковой суши, течения, моря, океаны и иные объекты); результат исследования (кругосветного путешествия).
7. Изучить работу каждого отряда Великой Северной экспедиции (по литературным источникам) и составить перечень основных её результатов и достижений в форме таблицы "Великая Северная экспедиция и её значение для развития (становления) географии в России". Рубрики таблицы: отряд и руководитель экспедиции; территориальные открытия; океанографические открытия; результаты и достижения экспедиции.
8. Указать (письменно) перечень географических объектов, которые были открыты В. Баренцем, С. Дежнёвым и Ф. Поповым в XVII в.
9. На контурной карте мира необходимо выполнить следующую графическую работу:
1) нанести основные маршруты кругосветных плаваний, которые осуществлялись в XVIII – первой половине XIX вв.;
2) отметить на карте географические объекты, которые были исследованы (открыты) во время кругосветных плаваний в XVIII – первой половине XIX вв.;
3) отметить на карте географические объекты, которые были исследованы (открыты) во время Великой Северной экспедиции и российских академических экспедиций во внутренних районах Азии;
4) оформить условные обозначения в контурной карте.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "География" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богучарсков В.Т. История географии : Учебное пособие Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
Л1.2 Лазукова Г.Г, Хвалынская М.С. Введение в географию: учебник Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, , 2007
Л1.3 Лазукова Г.Г., Хвалынская М.С. Введение в географию: учебник Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жекулин В.С. Введение в географию : Учебник Л.: Наука, 1989
Л2.2 Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии : Учебное пособие Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998
Л2.3 Жекулин В.С. Ведение в географию: учебник Л.: Изд-во ЛГУ, 1989
Л2.4 Магидович И.П., Магидович В.И. История географических открытий и исследований: Монография М.: Просвещение , 1982–1986. Т. 1 – 5.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "География" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "География" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с историей географии и ее становления как науки. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о самой науке, ее направлениях, проблемах и перспективах развития.
Освоение содержания дисциплины "География" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 1 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Во время лекции по учебной дисциплине "География" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Обязательным требованием к студенту является - работа с периодическими научными изданиями.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.