Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Организовать деятельность студентов по изучению основ географии и природопользования в Алтайском крае в целях устойчивого развития региона |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-7 | способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования |
ПК-16 | владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | географические особенности Алтайского края, и сложившуюся систему природопользования; основные ресурсы Алтайского края; характер распределения природных ресурсов на территории края, их освоенность и перспективы освоения; особенности различных видов природопользования в регионе; особенности проектирования и составления географических карт; особенности формирования и размещения природных ресурсов по территории края. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять основные закономерности географических процессов характерных для Алтайского края; выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала; использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования; составлять картографические изображения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения полученных знаний для обоснования мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды в Алтайском крае; анализа и моделирования природных и антропогенных процессов, их воздействия на окружающую среду и региональное развитие; определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам информации; использования основных методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования; экологического картографирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Географическое (геоморфоло-гическое, ландшафтное) районирование Алтайского края | ||||||
1.1. | Положение Алтайского края в структурах Западно-Сибирского региона. Территория, состав, население Западной Сибири и Алтайского края. Алтайский регион, его характеристика. Алтай – арена схождения климатов. Бассейн верхней Оби. Внутристочно-бессточные области. Уникальные природные системы. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Физико-географическое районирование. Горы Алтая и Салаира. Предогорья. При-обская и Обь-Чумышская возвышенности. Кулундинская низменность. Обская доли-на. Их морфологическая характеристика. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Геологическое прошлое Алтая. Последовательность и этапность развития. Общая структурно-тектоническая позиция. Строение рельефа. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Особенности стратиграфии, магматизма, метаморфизма. Геологическое районирование плитной области. Рельеф и особенности строения фундамента. Амфитеатр "структурных террас" (Рубцовской, Бийской, Барнаульской, Центрально-Кулундинской). Характеристика чехла и контакта его с фундаментом. Представление о гидрогеологическом районировании. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал Алтайского края | ||||||
2.1. | Территориальные (земельные) ресурсы Алтайского края. Лесные ресурсы. Их распределение. Водные ресурсы. Распределение поверхностных водных ресурсов. Структура и современное качественное состояние. Изменения объёмов и состава вод. Зарегулированность. Годовой сток и обеспеченность предприятий и населения края водными ресурсами. Вододефицитные районы. Подземные воды. Их распределение. Качественные характеристики и объёмы. Особенности и перспективы их освоения. Характер взаимодействия подземных и поверхностных вод края. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Почвенные ресурсы Типы почв, их характеристика и распределение (почвенная карта). Современное состояние. Сравнительная характеристика с исходными показателями качества. Агрохимическая зональность. Ресурсы биологического раз-нообразия. Характеристика зооресурсов края (диких и домашних животных). Проблемы сокращения биоразнообразия в крае. Природные ресурсы растительного покрова. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Развитие геологических исследований и горнорудной промышленности. Доля запасов важнейших полезных ископаемых Алтая относительно российских (и России от их мирового уровня). Краткая металлогеническая характеристика Алтайского региона. Главнейшие типы полезных ископаемых. Ресурсы руд для чёрной металлургии. Железорудное сырьё. Алтайский железорудный район. Белорецкое месторождение. Размещение. Объёмы и качество руд. Инское месторождение. Его значение для чернорудной промышленности Западной Сибири и потенциал Алтайского края. Характеристика, объёмы и качество руд. Ресурсы руд для цветной металлургии. Полиметаллические месторождения Рудного Алтая. Золотушинский, Змеино-горский и Рубцовский рудные районы. Особенности их геологического строения. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Общая характеристика и значение нерудных минерально-сырьевых ресурсов. Потенциальные возможности. Топливно-энергетические ресурсы края. Месторождения и проявление каменных и бурых углей. Характеристика Мунайского буро-угольного месторождения. Минеральное химическое сырьё. Кулундинская содовая провинция. Типы минеральных озёрных солей. Группы солеродных озёр. Распределение солей и их объёмы по промышленным минеральным типам – каменной соли, природной соде, мирабилиту, гипсу. Ресурсы облицовочных и поделочных камней. Характеристика Коргонских, Ревнёвского, Белорецкого и Пуштулимского месторождений | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Природопользование Алтайского края | ||||||
3.1. | Распределение земельного фонда Алтайского края по формам и категориям зе-мель. Динамические аспекты развития системы землепользования и природопользования Алтайского края. Сельскохозяйственное природопользование в Алтайском крае. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Сельскохозяйственный потенциал зональных ландшафтов Сибири и Алтайского края. Современная ситуация и перспективы сельскохозяйственного развития Алтайского края. Динамика освоения сельскохозяйственных земель. Состояние пашенных и посевных земель. Состояние пастбищ и сенокосных угодий. Современное состояние экосистем. Пореформенные переделы сельскохозяйственных земель (угодий и посевных площадей). | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Современное хозяйственно-питьевое водоснабжение Алтайского края. Обобщение данных по использованию поверхностных и подземных вод по видам водопользования. Водоносные комплексы и их использование. Сравнение водопользования России и Алтайского края. Состояние водоснабжения городов Алтайского края – Барнаула, Бийска, Рубцовска, Новоалтайска, Заринска. Минеральные подземные воды, их типы, перспективы использования. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Лесопользование в Алтайском крае. Лесохозяйственные районы и их характеристика по породному и возрастному составу. Удельный вес видов деятельности по лесохозяйственным районам. Ленточные боры Алтайского края и лесопользование в них. Санитарные рубки и их объёмы, в том числе сравнительно с масштабами этих мер в других лесах Западной Сибири. Объёмы лесозаготовок от общего отпуска древесины в крае. Арендная деятельность. Экспортные поставки. Лесовосстановление. Её особенности и тенденции. Перспективы лесовосстановительных работ. | Практические | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Виды использования лесных ресурсов в России. Лесопокрытые площади, лесистость, расчётный запас леса на корню в России и Алтайском крае. Сравнение площадей лесов и запасов древесины в странах мира и России. Производство деловой древесины и позиция России в её структуре. Современные тенденции. Экспорт и реэкспорт. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | История развития и закатов горнорудной промышленности в Алтайском крае. Первоначальное освоение Рудного Алтая. Периодичность активизации и спадов в разработке полиметаллических месторождений. Объёмы руд Cu, Pb, Zn, Ag и Au в добыче XXIII-XIX вв. Современное со-стояние горнорудного производства. Возможности и перспективы развития черной металлургии в Алтайском крае. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Химическая промышленность в Алтайском крае. Начало цементного производ-ства. Состояние камнерезной промышленности. Современные особенности эксплуатации солевого комплекса Кулундинских озёр. Удовлетворение топливных потребностей за счёт местных ресурсов угольных месторождений. Перспективы переработки сырья комплекса нерудных полезных ископаемых. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Возобновимые энергетические ресурсы в Алтайском крае. Перспективы развития нетрадиционной энергетики. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.9. | Основные документы Алтайского края в области регионального управления. Конкурентные преимущества социально-экономического развития. Исходные позиции и стратегические приоритеты. Кризисы природопользования и перспективы развития в крае и России. Значение природно-ресурсного блока в экономике края и России. Минерально-сырьевой комплекс как доминанта сектора современной экономики. Основные направления сельскохозяйственного производства. Модели и направления развития края. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.10. | Перспективы рекреационного развития Алтайского края. Туристический образ Алтайского края. Факторы, влияющие на расположение объектов рекреации и туризма. Основные проблемы рекреационного развития Алтайского края. | Сам. работа | 6 | 3 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Эффективность использования земельных ресурсов. Рентабельность сельскохозяйственного производства. Сохранение эффективного плодородия. Ключевые индикаторы уровня аграрного развития края. Сравнение уровня и потенциала аграрного развития края с другими регионами Сибири. Конкурентоспособность экономики Алтайского края и инвестиционная активность. Федеральные целевые программы и их значение. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.12. | Экологические проблемы Алтайского края. Проблемы эффективного использования природноресурсного потенциала | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-16 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.13. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 6 | 27 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лузгин Б.Н. | География Алтайского края: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, , 2004 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова | География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета | Изд-во Алт. ун-та, 2014. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Красноярова Б.А. и др. | Современная Россия: географическое описание нашего Отечества. Сибирь.: | Москва: Паулсен, 2020 | |
Л2.2 | Байлагасов, Л.В. | Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие | Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Веснина Л.В., Журавлев В.Б., Новоселов В.А. и др. | Водоемы Алтайского края.: | Новосибирск: Наука. Сиб. предпр РАН, 1999 | elibrary.ru |
Л2.4 | Ващенко И. М. , Миронычев К. А. , Коничев В. С. | Основы почвоведения, земледелия и агрохимии: учебное пособие | Москва : Прометей, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | география и природопользование Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э2 | География Алтайского края. учебник для общеобразовательных учебных заведений, Ч 1-2 | sibtextbooks.wordpress.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "География и природопользование Алтайского края" | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗВЕСТИЯ АО РГО) | bulletin.rgo-altay.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» В ходе лекционных занятий по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География и природопользование Алтайского края» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |