МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История туризма и гостеприимства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
История туризма и гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
ПК-6: способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
1.3. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
2.1. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
2.2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
2.3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
3.1. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
3.2. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
3.3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Сам. работа 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.
4.1. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
4.2. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
4.3. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.
5.1. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
5.2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
5.3. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Развитие туризма после второй мировой войны.
6.1. Развитие туризма после второй мировой войны. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
6.2. Развитие туризма после второй мировой войны. Практические 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
6.3. Развитие туризма после второй мировой войны. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма.
7.1. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
7.2. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Практические 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
7.3. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
8.1. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
8.2. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Практические 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
8.3. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.
9.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
9.2. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
9.3. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ.
10.1. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
10.2. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
10.3. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 5 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов
11.1. Развитие туризма под руководством профсоюзов Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
11.2. Развитие туризма под руководством профсоюзов Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
11.3. Развитие туризма под руководством профсоюзов Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
12.1. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
12.2. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
12.3. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 5 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО.
13.1. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
13.2. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2
13.3. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 5 ОК-1, ПК-6 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету по дисциплине «История туризма и гостеприимства»
1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма
2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения
3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени
4. Основные законодательные акты о туризме
5. Периодизация туризма в Западной Европе
6. Факторы развития туризма
7. Роль туризма в экономике различных государств
8. Обзор законодательной базы по туризму
9. Характеристика этапов в истории развития туризма
10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма
11. Три фазы развития концепции свободного времени
12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций
13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,)
14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая.
15. Первые путешествия и открытия Древней Индии
16. Путешествия в эпоху античности
17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.)
18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.)
19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки
20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма
21. Развитие картографии
22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция»
23. Первые путешественники нашей эры
24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье
25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв.
26. Европа в классическое средневековье
27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв.
28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов
29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение
30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей
31. Путешествия Христофора Колумба и их значение
32. Путешествия Васко да Гама
33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана
34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом
35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро
36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.
37. История развития туризма в России
38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг)
39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров)
40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна
41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии
42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков.
43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти
44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова
45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг.
46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг.
47. Организационные формы туризма
48. Исследователи и путешественники Алтая
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России.
2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.
3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний
4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма.
5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий.
6. История путешествий в России до начала 19 века.
7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.
8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века.
9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках.
10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России.
5.3. Фонд оценочных средств

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
Л2.2 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 https://www.biblio-online.ru/viewer/3097EAD7-220D-4913-AE5D-FBC2A96DDEBE#page/2 ЭБС АлтГУ
Э8 Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3574
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.