МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История туризма и гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Н.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История туризма и гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-9 способностью использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
2.1. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Лекции 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
2.2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
2.3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
3.1. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Лекции 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
3.2. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
3.3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.
4.1. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
4.2. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
4.3. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.
5.1. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Лекции 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
5.2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Развитие туризма после второй мировой войны.
6.1. Развитие туризма после второй мировой войны. Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
6.2. Развитие туризма после второй мировой войны. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма.
7.1. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
7.2. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
8.1. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
8.2. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.
9.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
9.2. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ.
10.1. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
10.2. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов
11.1. Развитие туризма под руководством профсоюзов Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
11.2. Развитие туризма под руководством профсоюзов Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
12.1. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
12.2. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
12.3. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО.
13.1. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Лекции 2 0 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
13.2. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Практические 2 1 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
13.3. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1
13.4. Зачет 2 4 ОК-2, ПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету по дисциплине «История туризма и гостеприимства»
1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма
2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения
3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени
4. Основные законодательные акты о туризме
5. Периодизация туризма в Западной Европе
6. Факторы развития туризма
7. Роль туризма в экономике различных государств
8. Обзор законодательной базы по туризму
9. Характеристика этапов в истории развития туризма
10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма
11. Три фазы развития концепции свободного времени
12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций
13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,)
14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая.
15. Первые путешествия и открытия Древней Индии
16. Путешествия в эпоху античности
17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.)
18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.)
19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки
20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма
21. Развитие картографии
22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция»
23. Первые путешественники нашей эры
24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье
25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв.
26. Европа в классическое средневековье
27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв.
28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов
29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение
30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей
31. Путешествия Христофора Колумба и их значение
32. Путешествия Васко да Гама
33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана
34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом
35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро
36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.
37. История развития туризма в России
38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг)
39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров)
40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна
41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии
42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков.
43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти
44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова
45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг.
46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг.
47. Организационные формы туризма
48. Исследователи и путешественники Алтая
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России.
2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.
3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний
4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма.
5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий.
6. История путешествий в России до начала 19 века.
7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.
8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века.
9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках.
10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л2.2 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:http: //www. russiatourism.ru
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо вести конспект. В случае возникновения вопросов в ходе лекции их следует задать преподавателю в установленном порядке (по ходу изложения материала, либо в конце лекции), либо пометить в конспекте и разобраться в процессе самостоятельной работы.
Лекция является первым шагом подготовки обучающихся к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой
Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение обучающимися практических и семинарских заданий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержание практических и семинарских заданий определяется в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля.
Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Семинарское занятие - одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В зависимости от поставленных задач практические занятия и семинары могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в модератора. Семинары могут проходить в виде выступлений студентов с докладами, рефератами и их обсуждением; интеллектуального и коммуникативного тренинга, деловых игр, ролевых игр, мировоззренческих марафонов, ток-шоу, дидактических игр, конкретных профессиональных ситуаций и других формах.
Разные формы проведения практических занятий способствуют тому, что находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающегося, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Практические задания могут носить:
Репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Частично-поисковый характер: эти работы отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать необходимое оборудование, способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы;
Поисковый характер: такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.
На практических и семинарских занятиях могут применяться следующие формы работы:
Фронтальная - все студенты выполняют одну и ту же работу;
Групповая - одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек;
Индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемому вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы, а также подготовить доклад и презентацию, если такое задание предусмотрено.
Начинать подготовку надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям заранее (оптимально за неделю до их начала). На основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося.
Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа: написание рефератов, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
Самостоятельная работа с основной литературой (учебником). При работе с учебником необходимо научиться правильно его читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки чтения - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, конспектируя все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного рассмотрения).
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют дефиниции, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций. Так же следует отмечать вопросы для консультации с преподавателем. Сделанные в результате изучения материала выводы рекомендуется также занести в конспект. Часто студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Работа с дополнительной литературой.
Необходимо:
- систематизировать дополнительную литературу с точки зрения ее большей функциональности - что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что будет использовано для расширения общего кругозора;
- выписывать все выходные данные по каждой книге, что поможет в случае необходимости правильно сформировать список литературы;
- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
- кратко конспектировать основные идеи, изложенные в источнике;
- следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты, для чего необходимо научиться читать, в случае необходимости, со словарем для понимания каждого прочитанного слова;
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковая;
2. усваивающая;
3. аналитико-критическая;
4. творческая.
С выделенными установками связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала, в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
6. творческое чтение –поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Подготовка к практическому занятию. Практические занятия проводятся по лекционному материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Они направлены на закрепление лекционного материала с помощью решения проблемных ситуаций и задач, часть из которых студенты должны решить самостоятельно. При их самостоятельном решении необходимо обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если возникает несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Прежде, чем приступать к решению, следует составить его краткий план. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать практические задачи или пройти тестирование по пройденному материалу.
Подготовка к зачету. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания дисциплины. На зачете обучающийся демонстрирует знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра. Важным моментом является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. При подготовке к зачету студент должен проработать учебники и другие информационные источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы РПД. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний и получения высоких результатов при сдаче зачетов и экзаменов.