МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Игнатенко Мария Николаевна;к.г.н.,доцент, Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины направлены на формирование у студентов картографических знаний, необходимых в работе с географическими картами и другими картографическими произведениями, умений и навыков решения практических задач, необходимых для обеспечения профессиональной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме; формирование компетенции ОК-5; формирование картографического мировозрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- законы построения карт и основные их свойства (математическая определенность, обобщенность, языковые особенности);
- основные виды и типы картографических произведений и способы их создания;
- особенности и методы создания туристских карт и атласов;
- способы самоорганизации и самообразования, его роль в жизнедеятельности личности;
- виды самооценки, этапы профессионального становления личности, цели и задачи самообразования и повышения квалификации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться легендами общегеографических и тематических карт карт;
- проводть измерения на картах, пользоваться масштабом карт, определять уклоны местности, находить географические и прямоугольные координаты точек, определять азимуты и румбы;
- использовать принципы картографической генерализации, способы картографического изображения, проектировать и составлять туристские карты.
- самоорганизовываться, самостоятельно оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности, создавать необходимые условия для самообразования, повышения квалификации, самостоятельно анализировать и сопоставлять результаты решения практических задач с поставленной целью самообразования, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов проведенного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки анализа тематических и общегеографических карт.
- опыт получения (считывания) информации с географических карт, других картографических произведений и использования ее в практической деятельности.
- навыки анализа картографических источников, научной картографической литературы для решения практических задач в области социально-культурного сервиса и туризма;
- навыки самоорганизации, формами и методами самообучения и самоконтроля, навыками познавательной и учебной деятельности, поиска методов решения практических задач, применения картографического метода исследований, навыками самоанализа с позиций профессиональных знаний, самооценки уровня самоорганизации и самообразования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Карта как образно-знаковая система.
1.1. Картография. Картография в системе наук. Теоретические концепции в картографии. Карта. Классификация карт. Способы самоорганизации и самообразования, его роль в жизнедеятельности личности. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и структура картографии: математическая картография, проектирование и составление карт,картографическая семиотика, картографический дизайн, издание карт, использование карт, картографическая информатика, картографическая топонимика, организация картографического производства. Картография в системе наук. Связь картографии с астрономо-геодезией, дистанционным зондированием (аэрофото - космической съемкой), геоинформатикой. Элементы географической карты. Теоретические концепции в картографии - познавательная, коммуникативная, языковая. Классификация карт - по масшубу, по картографируемому пространству, по территориальному охвату. Общегеографические и тематические карты. Классификация по общему назначению (справочные и учебные), аналитические карты, отраслевые карты, синтетические карты, комплексные карты. Способы самоорганизации и самообразования, его роль в жизнедеятельности личности Сам. работа 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. нова карт.
2.1. Фигура и размеры Земли. Понятие о геодезических сетях (плановые и высотные сети). Методы проектирования и проекции земной поверхности на плоскости. Масштабы карт. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Фигура и размеры Земли. Как используются сведения о форме и размерах земли в географии? Что обозначает понятие "геоид", какая геометрическая фигура к нему наиболее близка. Что понимается под уровенной поверхностью. Понятие о геодезических сетях (плановые и высотные сети). Геодезический пункт. Геодезический сигнал. Геодезическая опорная сеть, ее классы. Метод триангуляции. Метод нивелирования. Пункт нивелирования. Государственная высотная геодезическая сеть. Методы проектирования и проекции земной поверхности на плоскости. Картографические проекции (равноугольные, равновеликие, равнопромежуточные. Цилиндрические, конические, азимутальные. Поликонические проекции. Условные проекции. Распознавание и выбор проекций. Изображение земной поверхности на планах (горизонтальная проекция). Понятие о масштабе.Численный масштаб. Именнованный масштаб. Линейный масштаб.Точность масштаба. Масштабы топографических карт и планов. Крупно, средне и мелкомасштабные карты. Масштабный ряд топографических планов. Способы самоорганизации и самообразования, его роль в жизнедеятельности личности. Сам. работа 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Системы координат, применяемые в картографии
3.1. Системы координат. Система географических координат. Система плоских прямоугольных координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса-Крюгера. Ориентирование линий. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Координаты и их системы. Система географических координат. Географическая широта и географическая долгота. Параллель и мередиан. Гринвичский меридиан. Экватор. Географическая широта и географическая долгота. Система плоских прямоугольных координат. Абсцисса и ордината.Условная сисема плоских прямоугольных координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса-Крюгера. Координатная сетка. Преобразованные координаты.Рамки карты и координатные линии. Ориентирование линий. Определение понятий географический (истинный) меридиан, магнитный меридиан, осевой меридиан зоны. Определение углов ориентирования - истинный (географический) азимут, магнитный азимут, дирекционный угол, румб. Магнитное склонение. Сближение меридианов. Выделить этапы профессионального становления личности, цели и задачи самообразования и повышения квалификации. Сам. работа 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Работа с топографической картой. Определение положения точки на карте с помощью километровой сетки. Определение размеров линий на разномасштабных топографических картах. Решение задач. Лабораторные 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Топографические карты и планы
4.1. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление топографических карт. Чтение топографической карты. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Работа с топографической картой.Ориентирование линий. Разработка участка туристского маршрута на местности. Определение углов ориентирования. Лабораторные 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Работа с топографической картой. Определение географических и прямоугольных координат. Лабораторные 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Геодезическая основа и масштабный ряд топографических карт. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление. Рамки карты и координатные линии. Определение углов ориентирования. Чтение топографических карт и планов. Сам. работа 3 3 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов.
5.1. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов. Разграфка листов карты масштаба 1:1000000 для северного полушария. разграфка среднемасштабных топографических карт. Разграфка крупномасштабных топографических карт. Разграфка топографических планов. Возможность использовать знание разграфки и номенклатуры карт в практической деятельности. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов. Определение номенклатуры листа карты по заданным географическим координатам пункта. Лабораторные 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов. Понятие разграфка. Понятие номенклатура. Схемы разграфки среднемасштабных и крупномасштабных топографических карт. Схема разграфки топографических планов. Объясните понятия "самоорганизовываться", "самостоятельно оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности", "создавать необходимые условия для самообразования, повышения квалификации", "самостоятельно анализировать и сопоставлять результаты решения практических задач с поставленной целью самообразования, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов проведенного анализа". Сам. работа 3 3 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Язык карты.
6.1. Язык карты. Структура языка карты. Условные знаки. Значковый способ изображения. Способ линейных знаков. Способ знаков движения. Способ изолиний. Изображение рельефа на географических картах. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Язык карты. Картографические подъязыки. Условные знаки (внемасштабные, площадные, линейные), условные знаки тематических карт. Значковый способ изображения. Классификация значков по форме (геометрические, буквенные, наглядные). Абсолютные и условные шкалы (равноинтервальные и неравноинтервальные). Способ линейных знаков. Способ знаков движения. Основные графические средства для передачи качественных и количественных характеристик. Способ изолиний. Сечение изолиний. Псевдоизолинии. Изображение рельефа на географических картах. Абсолютная высота точки. Общие сведения о рельефе. Формы рельефа. Водораздел. Тальвег. Горизонтали, их виды. Свойства горизонталей. Крутизна склонов. Возможности использования в социально-культурном сервисе и туризме. Сам. работа 3 3 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.3. Работа с топографической картой. Чтение топографической карты. Условные знаки топографических карт. Лабораторные 3 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.4. Способы картографического изображения. Качественный и колличественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Докализованные диаграммы. Картограмма. Картодиаграмма. Совместное применение различных способов. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.5. Способы картографического изображения. Качественный и колличественный фон. Штриховой фон. Цветовой фон. Способ ареалов. Абсолютный и относительный ареалы. Способ применения. Точечный способ. Вес точки. Группировка точек. Статистический и географический подходы к расстановке точек на карте. Локализованные диаграммы. Картограмма. Интервальная шкала интенсивности. Достоинства и недостатки. Картодиаграмма. Виды картодиаграмм (столбчатые, площадные, объемные). Совместное применение различных способов. Возможности использования в социально-культурном сервисе и туризме. Сам. работа 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.6. Работа с топографической картой. Изображение рельефа на топографических картах и планах при помощи горизонталей. Построение профиля туристского маршрута. Лабораторные 3 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Картографическая генерализация
7.1. Картографическая генерализация. Система картографических произведений. Серии карт. Географические атласы. ГИС-картографирование. Лекции 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Картографическая генерализация. Сущность генерализации. Факторы генерализации. Виды генерализации. Свойства генерализации (геометрическая точность и содержательное подобие, географические принципы). Генерализация объектов разной локализации. Система картографических произведений.Географические атласы. Виды атласов. Внутреннее единство атласов. Географические информационные системы. ГИС - картографирование. Оперативное картографирование. Картографические анимации. Сам. работа 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.3. Работа с серией географических карт. Изучение свойств генерализации. Лабораторные 3 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Туристское картографирование
8.1. Туристское картографирование. Туристские карты. Общие туристские карты. Специализированные туристские карты. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Работа с топографической картой. Проложение туристского маршрута. Составление паспорта маршрута. Описание местности по топографической карте. Составление на основе топографической карты специальной туристской топографической карты. Лабораторные 3 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
8.3. Туристское картографирование. Туристские карты и планы. Изучение территории по общим туристским картам. Обзорные туристские карты. Туристские топографические карты. Карты-схемы маршрутов. Изучение территории по специализированным туристским картам. Фотокаты. Карты-панорамы.Карты спортивной ориентации. Подготовить эссе по теме "Как я понимаю, что собой представляют навыки самоорганизации, формамы и методы самообучения и самоконтроля, навыки познавательной и учебной деятельности, навыки поиска методов решения практических задач, применения картографического метода исследований, навыки самоанализа с позиций профессиональных знаний, самооценки уровня самоорганизации и самообразования. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
8.4. Экзамен 3 27 ОК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Редькин А.Г. Картографическое обеспечение туристской деятельности. Ч. 1: Туристская картография : учебное пособие: Учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Огуреева Г.Н. Экологическое картографирование: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. GEOPROFI.RU Электронный журнал по геодезии, картографии и навигации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geoprofi.ru/
2. Геоинформационный портал ГИС Ассоциации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gisa.ru/
3. Журнал "Геодезия и картография" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cgkipd.ru/publications/Journal_of_Geodesy_and_Cartography
КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в РоссииНа официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток). КонсультантПлюс: основные документы» — оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. По расписанию доступна расширенная база документов. Вся информация в приложении ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов. Для работы без доступа в интернет можно заранее поставить закладки на любой документ или его часть. Документы с закладками сохраняются в разделе «Избранное». Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств (смартфонов и планшетов), смартфонов на Windows Phone, планшетов на Windows - https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_sistema

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо вести конспект. В случае возникновения вопросов в ходе лекции их следует задать преподавателю в установленном порядке (по ходу изложения материала, либо в конце лекции), либо пометить в конспекте и разобраться в процессе самостоятельной работы.
Лекция является первым шагом подготовки обучающихся к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой
Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение обучающимися практических и семинарских заданий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержание практических и семинарских заданий определяется в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля.
Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Семинарское занятие - одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В зависимости от поставленных задач практические занятия и семинары могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в модератора. Семинары могут проходить в виде выступлений студентов с докладами, рефератами и их обсуждением; интеллектуального и коммуникативного тренинга, деловых игр, ролевых игр, мировоззренческих марафонов, ток-шоу, дидактических игр, конкретных профессиональных ситуаций и других формах.
Разные формы проведения практических занятий способствуют тому, что находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающегося, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Практические задания могут носить:
Репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Частично-поисковый характер: эти работы отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать необходимое оборудование, способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы;
Поисковый характер: такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.
На практических и семинарских занятиях могут применяться следующие формы работы:
Фронтальная - все студенты выполняют одну и ту же работу;
Групповая - одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек;
Индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемому вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы, а также подготовить доклад и презентацию, если такое задание предусмотрено.
Начинать подготовку надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям заранее (оптимально за неделю до их начала). На основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося.
Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа: написание рефератов, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
Самостоятельная работа с основной литературой (учебником). При работе с учебником необходимо научиться правильно его читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки чтения - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, конспектируя все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного рассмотрения).
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют дефиниции, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций. Так же следует отмечать вопросы для консультации с преподавателем. Сделанные в результате изучения материала выводы рекомендуется также занести в конспект. Часто студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Работа с дополнительной литературой.
Необходимо:
- систематизировать дополнительную литературу с точки зрения ее большей функциональности - что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что будет использовано для расширения общего кругозора;
- выписывать все выходные данные по каждой книге, что поможет в случае необходимости правильно сформировать список литературы;
- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
- кратко конспектировать основные идеи, изложенные в источнике;
- следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты, для чего необходимо научиться читать, в случае необходимости, со словарем для понимания каждого прочитанного слова;
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковая;
2. усваивающая;
3. аналитико-критическая;
4. творческая.
С выделенными установками связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала, в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
6. творческое чтение –поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Подготовка к практическому занятию. Практические занятия проводятся по лекционному материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Они направлены на закрепление лекционного материала с помощью решения проблемных ситуаций и задач, часть из которых студенты должны решить самостоятельно. При их самостоятельном решении необходимо обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если возникает несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Прежде, чем приступать к решению, следует составить его краткий план. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.
Правила написания реферата. Реферат (от лат. Rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике. Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом.
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать:
• знание современного состояния проблемы;
• обоснование выбранной темы;
• использование известных результатов и фактов;
• полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
• актуальность поставленной проблемы;
• материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Требования к оформлению и защите реферативных работ.
1. Общие положения:
1.1. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Работа представляется в отдельной папке.
2. Типовая структура реферата
1. Титульный лист.
2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
План реферата отражает основной его материал:
I. Введение………………………………………………………….стр.
II. Основная часть (по типу простого или
развернутого)………………………………………………….…….стр.
III. Заключение.……………………………………….…………….стр.
IV. Список литературы……………………………………………..стр.
V. Приложения……………………………………………………...стр.
Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Включаются источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации (например [1, с.18]). В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».
Требования к защите реферата:
Защита продолжается в течение 10 минут по плану:
• актуальность темы, обоснование выбора темы;
• краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;
• выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.
Автору реферата по окончании представления реферата могут быть заданы вопросы по теме реферата.
Подготовка к экзамену. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания дисциплины. На экзамене студент демонстрирует знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами устанавливается интервал не менее 3 дней. В эти дни необходимо систематизировать уже имеющиеся знания. Важно посещать консультации перед экзаменом.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра. Важным моментом является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. При подготовке к экзамену студент должен проработать учебники и другие информационные источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы РПД. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний и получения высоких результатов при сдаче зачетов и экзаменов.