МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Редькин А.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений о методах создания картографических произведений, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи, в том числе связанные с туристской деятельностью

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру картографии, ее отраслевое подразделение. Общие принципы составления карт.
- особенности создания топографических карт, способы изображения земной поверхности на картах.
- особенности создания карт природы, социально-экономических и специальных карт.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать общегеографические и тематические карты, читать легенды карт.
- пользоваться масштабом карт, определять уклоны местности по карте, находить географические и прямоугольные координаты точек, определять азимуты и румбы.
- использовать принципы картографической генерализации, способы картографического изображения, проектировать и составлять карты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методикой анализа тематических и общегеографических карт.
- методикой анализа информации, содержащейся на топографических картах.
- методикой анализа источников и научной картографической литературы, серий карт и атласов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Картография
1.1. Картография. Картография в системе наук. Теоретические концепции в картографии. Карта. Классификация карт. Лекции 2 1 Л2.1
1.2. Картография. Картография в системе наук. Теоретические концепции в картографии. Карта. Классификация карт. Сам. работа 2 10 Л2.1
Раздел 2. Общие сведения
2.1. Фигура и размеры Земли. Понятие о геодезических сетях (плановые и высотные сети). Методы проектирования и проекции земной поверхности на плоскости. Понятие о масштабе Лекции 2 1 Л2.1
2.2. Масштабы топографических карт и планов Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Фигура и размеры Земли. Понятие о геодезических сетях (плановые и высотные сети). Методы проектирования и проекции земной поверхности на плоскости. Понятие о масштабе. Масштабы топографических карт и планов Сам. работа 2 10 Л2.1
Раздел 3. Системы координат применяемые в топографии
3.1. Системы координат. Система географических координат. Система плоских прямоугольных координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса-Крюгера. Ориентирование линий. Лекции 2 1 Л2.1
3.2. Системы координат. Система географических координат. Система плоских прямоугольных координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса-Крюгера. Ориентирование линий. Рамки карты и координатные линии. Определение углов ориентирования Сам. работа 2 10 Л2.1
Раздел 4. Топографические карты и планы
4.1. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Геодезическая основа и масштабный ряд топографических карт. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление. Лекции 2 1 Л2.1
4.2. Определение углов ориентирования Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Рамки карты и координатные линии Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
4.4. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Геодезическая основа и масштабный ряд топографических карт. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление. Рамки карты и координатные линии. Определение углов ориентирования Сам. работа 2 10 Л2.1
Раздел 5. Разграфка и номенклатура
5.1. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов Сам. работа 2 11 Л2.1
Раздел 6. Язык карты
6.1. Условные знаки топографических карт Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Изображение рельефа на топографических картах и планах Лабораторные 2 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Язык карты. Структура языка карты. Условные знаки. Значковый способ изображения. Способ линейных знаков. Способ знаков движения. Способ изолиний. Изображение рельефа на географических картах. Способы картографического изображения. Качественный и колличественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Докализованные диаграммы. Картограмма. Картодиаграмма. Совместное применение различных способов. Сам. работа 2 12 Л2.1
Раздел 7. Картографическая генерализация
7.1. Картографическая генерализация. Система картографических произведений. ГИС-картографирование. Сам. работа 2 12 Л2.1
Раздел 8. Туристское картографирование
8.1. Описание местности по топографической карте Лабораторные 2 2 Л1.1
8.2. Туристское картографирование. Туристские карты и планы. Сам. работа 2 12

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет и структура картографии. Картография в системе наук. Картографические произведения.
2. Теоретические концепции в картографии: модельно-познавательная, коммуникативная, языковая. Метакартография. Картология.
3. Карта: термин и определение. Элементы географической карты. Свойства карты.
4. Принципы классификация карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Масштабный ряд топографических карт и планов.
5. Классификация карт по содержанию.
6. Общие сведения о форме и размерах Земли: геоид, элипсоид, референц-элипсоид.
7. Изображение земной поверхности на плоскости: карта, план, их отличие. Масштаб. Точность масштаба. Искажения на картах.
8. Картографические проекции. Классификация проекций по характеру искажений (равновеликие, равноугольные, равнопромежуточные, произвольные).
9. Классификация проекций по виду нормальной картографической сетки (цилиндрические, конические, азимутальные, условные, многогранные).
10. Выбор проекций. Распознавание проекций.
11. Координаты и их системы. Система географических координат. Система плоских прямоугольных координат. Системы вертикальных (высотных) координат.
12. Зональная система прямоугольных координат Гаусса – Крюгера.
13. Ориентирование линий. Азимуты. Связь между ними. Румб.
14. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление.
15. Разграфка и номенклатура топографических карт (среднемасштабные карты).
16. Разграфка и номенклатура топографических карт (крупномасштабные карты).
17. Разграфка и номенклатура топографических планов.
18. Язык карты. Структура языка карты. Условные знаки.
19. Значковый способ изображения. Способ знаков движения. Способ изолиний.
20. Качественный и количественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Локализованные диаграммы.
21. Картограмма. Картодиаграмма.
22. Надписи на географических картах. Виды надписей. Размещение надписей на картах. Картографическая топонимика. Формы передачи иноязычных названий. Картографические шрифты.
23. Изображение на картах населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, изображение дорожной сети, изображение гидрографических объектов.
24. Основные формы рельефа и их изображение способом горизонталей на топографических картах. Гипсометрические шкалы.
25. Профиль местности. Определение углов наклона и крутизны скатов.
26. Сущность и факторы картографической генерализации.
27. Виды картографической генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации.
28. Общегеографические карты. Значение общегеографических карт. Содержание обзорных общегеографических карт.
29. Содержание крупно- и среднемасштабных общегеографических карт.
30. Гипсометрические карты. Морские карты. Карты шельфа.
31. Карты природы. Исходные данные для составления карт природы. Разработка легенд. Принципы и методы генерализации.
32. Социально-экономическое картографирование. Карты населения. Исходные данные для составления карт населения.
33. Экономико-географические карты. Исходные данные для составления экономико-географических карт.
34. Эколого – географические карты. Исходные данные для составления эколого-географических карт.
35. Типы географических карт: аналитические карты, комплексные карты, синтетические карты.
36. Типы географических карт: карты динамики и карты взаимосвязей, функциональные типы карт, карты разного назначения.
37. Система картографических произведений. Серии карт.
38. Географические атласы. Виды атласов. Внутреннее единство атласов. Глобус.
39. Туристские карты. Виды туристских карт. Задачи, решаемые по туристским картам. Основные направления развития туристских карт.
40. Туристский атлас. Структура типового атласа туристско-рекреационного потенциала.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Анализ системы условных обозначений туристских топографических карт Северо-Запада России.
2. Анализ системы условных обозначений туристских топографических карт Центральной России.
3. Анализ системы условных обозначений туристских топографических карт Сибири и Дальнего Востока.
4. Анализ системы условных обозначений туристских топографических карт Юга России.
5. Анализ системы условных обозначений туристских топографических карт по Уралу.
6. Разработка системы условных обозначений для туристских крупномасштабных карт.
7. Создание каталога картографических источников, используемых туристами для территории России.
8. Создание каталога туристских картографических источников по странам Северной Европы.
9. Создание каталога туристских картографических источников по странам Южной Европы.
10. Создание каталога туристских картографических источников по странам Западной Европы.
11. Создание каталога туристских картографических источников по странам Восточной Европы.
12. Создание каталога туристских картографических источников по странам Северной и Центральной Америки.
13. Создание каталога туристских картографических источников по странам Южной Америки.
14. Создание каталога туристских картографических источников по странам Северной Африки.
15. Создание каталога туристских картографических источников по странам Южной Африки.
16. Создание каталога туристских картографических источников по странам Западной Африки.
17. Создание каталога туристских картографических источников по странам Восточной Африки.
18. Создание каталога туристских картографических источников по странам Австралии и Океании.
5.3. Фонд оценочных средств
Разноуровневые задачи и задания
Контрольная работа
Расчетно-графическая работа
Реферат
Тест
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Редькин А.Г. Картографическое обеспечение туристской деятельности. Ч. 1: Туристская картография : учебное пособие: Учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Берлянт А.М. Картография: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3560
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. GEOPROFI.RU Электронный журнал по геодезии, картографии и навигации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geoprofi.ru/
2. Геоинформационный портал ГИС Ассоциации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gisa.ru/
3. Журнал "Геодезия и картография" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cgkipd.ru/publications/Journal_of_Geodesy_and_Cartography

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
2. Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Картографическое обеспечение туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.