МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коллективные средства размещения Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 27 36 27
Итого 72 63 72 63

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Коллективные средства размещения Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об особенностях средств размещения региона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Классификации коллективных средств размещения,
Особенности гостиничного хозяйства Алтайского региона,
Основыне черты специализированных средств размещения
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять факторы, влияющие на развитие гостиничного бизнеса. Современное состояние гостиничного комплекса России, тенденции и проблемы развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системного анализа средств размещения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально экономическая характеристика Алтайского края. Коллективные средства размещения Алтайского края
1.1. Социально экономическая характеристика Алтайского края. Лекции 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Административное устройство Алтайского края Практические 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Социально экономическая характеристика Алтайского края Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Коллективные средства размещения Алтайского края Лекции 1 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Коллективные средства размещения Алтайского края Практические 1 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Коллективные средства размещения Алтайского края Сам. работа 1 17 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Средства размещения городов Алтайского края.
2. Средства размещения сельских районов края.
3. Санаторный комплекс Алтайского края.
4. Особенности гостиничного хозяйства г. Барнаула.
Кейс-задания
Проектирование использования средств размещения в туристских маршрутах для разной категории потребителей: семейных пар, молодежи, детей, старших возрастных групп…
Проектирование использования оздоровительных средств размещения в туристских маршрутах.
Проектирование туристского маршрута сельского туризма.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Классификация гостиниц и ее роль в развитии гостиничного хозяйства Алтайского края.
2. Сертифицированные средства размещения Алтайского края.
3. Ресурсы Алтайского края для развития оздоровительного туризма.
4. Ресурсы Алтайского края для развития познавательного туризма.
5. Крупнейшие гостиницы г. Барнаула.
6. Гостиничное хозяйство г. Рубцовска.
7. Средства размещения сельских районов края на примере ….
8. Гостиничное хозяйство г. Белокурихи.
9. Развитие мини-отелей в Алтайском крае.
10. Хостелы в Алтайском крае.
11. Средства размещения г. Заринска.
12. Средства размещения г. Змеиногорска.
13. Средства размещения г. Славгорода.
14. Средства размещения г. Яровое.
15. Средства размещения г.Камень-на-Оби.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету
1. Исторические предпосылки социально-экономического развития края.
2. Экономико-географическое положение. Населения Алтайского края.
3. Ведущие отрасли производства. АПК – как главный сектор экономики. Крупнейшие предприятия края.
4. Машиностроительный и химико-лесной комплекс края.
5. Кластеры как точки экономического роста.
6. Инфраструктурный комплекс Алтайского края.
7. Туризм как приоритетный сектор экономики края. Виды туризма. Туристские кластеры.
8. Понятие «средства размещения». Классификация средств размещения.
9. Гостиничное хозяйство Алтайского края.
10. Гостиницы г. Барнаула.
11. Гостиничное хозяйство г. Рубцовска.
12. Средства размещения сельских районов края на примере ….
13. Гостиничное хозяйство г. Белокурихи.
14. Развитие мини-отелей в Алтайском крае.
15. Хостелы в Алтайском крае.
16. Средства размещения г. Заринска.
17. Средства размещения г. Змеиногорска.
18. Средства размещения г. Славгорода.
19. Средства размещения г. Яровое.
20. Средства размещения г. Камень-на-Оби.
21. Ресурсы Алтайского края для развития оздоровительного туризма.
22. Санатории и санатории-профилактории Барнаульской зоны.
23. Санатории и санатории-профилактории Бийской зоны.
24. Г. Белокуриха как федеральный город-курорт. Крупнейшие санатории города.
25. Санатории предгорных и степных районов края.
26. Туристские и спортивные базы Алтайского края. Базы отдыха.
27. Туристские и спортивные базы и базы отдыха предгорных районов.
28. Туристские и спортивные базы и базы отдыха равнинной части края.
Карта компетенций, формируемых учебной дисциплиной
Компетенция
(код и содержание) Планируемые результаты обучения Наименование оценочного средства
ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта Знать:
- основные понятия гостиничного хозяйства,
- особенности развития средств размещения региона.
Уметь:
- анализировать средства размещения;
- определять предпосылки и особенности развития средств размещения;
- составлять комплексную характеристику предприятия этой сферы.
Владеть:
- методами анлиза средств размещения Вопросы к семинарскому занятию, тест, кейс-задачи
Тестовые задания для текущего и самоконтроля

1. Санаторно-курортный комплекс Алтайского края включает более … организаций
А) 44 Б) 55 В) 63 Г) 33
2. Санаторий – профилакторий является главным видом оздоровительных учреждений города
А) Барнаул Б) Белокуриха В) Яровое Г) Славгород
3. Общее количество мест в специализированных средствах размещения Алтайского края составляет около
А) 14 000 Б) 25 000 В) 9 000 Г) 36 000
4. Место для отдыха туристов на маршруте с достаточными условиями обслуживания, имеющее упрощенные помещения для размещения туристов на непродолжительный срок и условия для приготовления пищи – это…
А) туристский приют Б) база отдыха В) туристская стоянка Г) туристская база
5. Оздоровительное учреждение гостиничного типа, предназначенное для отдыха туристов и размещающееся в курортных районах и пригородных зонах отдыха – это…
А) пансионат Б) санаторий В) санаторий-профилакторий Г) база отдыха
6. Количество круглогодичных мест в специализированных средствах размещения края …
А) относительно стабильно Б) медленно растет В) снижается Г) быстро растет
7. Основной целью потребителей услуг специализированных средств размещения является…
А) лечение Б) отдых В) образование Г) деловая поездка
8. Общее количество мест в туристских средствах размещения Алтайского края составляет около
А) 5 500 Б) 4 600 В) 9 000 Г) 14 000
9. Установите соответствие между типом средств размещения и его долей по количеству мест
Средство размещения Доля в общем количестве мест
База отдыха и прочие 84
Туристская база 10
Дом отдыха 6


10. Установите соответствие между городом и расположенной в нем гостиницей
город гостиница
Барнаул Турист
Бийск Под телевышкой
Белокуриха Нео
Дилижанс

Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине
Виды контроля и отчетности по дисциплине

Текущий контроль успеваемости содержит задания, которые способствуют развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник и включает:
 проверку уровня самостоятельной подготовки бакалавра при выполнении индивидуального задания;
 участие в дискуссиях по основным вопросам изучаемой темы;
 участие в семинарах;
 написание и защиту презентаций по заданной теме;
Помимо индивидуальных оценок используются групповые оценки:
 рецензирование студентами работ друг друга;
 оппонирование студентами отчетов по практическим работам.
Промежуточный контроль предусматривает использование фондов оценочных средств:
 тестирование.
Итоговый контроль знаний магистрантов осуществляется в виде экзамена.

Критерии оценки ответа на зачете

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Результат сдачи зачета Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Зачтено Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Незечтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценки выполнения тестов

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) если выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); ответ логически структурирован, изложен литературным грамотным языком
65-84 Хорошо
(базовый уровень) если выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) если выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов; в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) если выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, логика и последовательность изложения нарушены, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях); в ответе отсутствуют выводы, примеры, текст неграмотный

Критерии оценки выполнения практических заданий
100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания. Дана комплексная характеристика маршрута. Выделены все достопримечательности. Использованы разнообразные источники информации. Отражены современные тенденции. Правильно оформлена презентация. Доклад и ответы на вопросы на высоком уровне.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. Дана комплексная характеристика маршрута. Выделены только главные достопримечательности территории. Использованы в основном электронные источники информации. Отражены современные тенденции. Презентация оформлена с замечаниями. Доклад и ответы на вопросы на хорошем уровне.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом задание решено с подсказками преподавателя. Дана общая характеристика маршрута. Выделены отдельные достопримечательности. Использовано мало источников информации (1-2). Устаревшая информация. Презентация оформлена с значительными замечаниями. Доклад и ответы на вопросы на низком уровне.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом задание не выполнено.
ФОС для контроля самостоятельной работы обучающегося

Контролем самостоятельной работы студентов по дисциплине «Коллективные средства размещения» являются следующие формы КСР: проверка конспектов, выступление на семинаре с докладом, выполнение кейс-заданий, решение тестовых занятий. Примеры заданий по перечисленным выше формам КСР приведены в разделе 2.1. ФОС для проведения текущего контроля УМКД по дисциплине.

Формы ФОС для контроля самостоятельной работы обучающегося
Вид самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
Проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к тестированию Проверка конспектов, сдача тестов
Изучение основной и дополнительной литературы, проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к тестированию Выступление на семинаре с докладом, сдача тестов
Подготовка к выполнению контрольных практических заданий Выполнение практической работы
Разбор сложных тем Кейс-задания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Войтенко. М.В. Организация гостиничного дела: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Козырева Ю.В., Рыгалова Н.В География Алтайского края: , Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова. География Алтайского края: учебное пособие , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

РПД предполагает участие студентов в следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе, в библиотеке, в аудитории с информационным материалом; парной работе по взаимообучению; групповой работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения, дискуссиях.
В РПД внесены также дополнительные темы, способствующие формированию целостного взгляда на гостиничное дело и не относящиеся к лекционному курсу.
РПД содержит план практических занятий и практические задания по курсу, краткую информацию по основным темам курса (необходимую для успешного проведения практических занятий), а также дополнительный материал и тесты.
Практические занятия: В данном курсе «Коллективные средства размещения» практические (семинарские) занятия занимают 60% аудиторной нагрузки.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора научных, литературных, статистических и иных источников и самостоятельной работы с ними. В ходе учебного занятия (семинарского либо практического) студент учится самостоятельному выступлению на подготовленную тему, обретает навыки полемики и выработки собственного мнения по освещаемому им вопросу.
Вопросы для самостоятельного задания выбираются студентами самостоятельно. Студентам также предоставлено право предлагать свои темы для обсуждения и разработку собственных проектов, связанных с их практической деятельностью.

Для успешного овладения курсом студентам необходимы сведения из школьных учебных курсов «История», «Обществознание».

Некоторые варианты занятий предполагают обсуждения наиболее актуальных вопросов гостиничного дела, поэтому РПД содержит вопросы для самопроверки и обсуждения.
Для проведения практических занятий предлагаются также различные варианты тестов. Тесты отобраны с учетом их валидности и простоты проведения на учебном занятии в вузе.
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, ЭБС «Лань», elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения. Вся работа осуществляется в рамках БРС (при посещении всех занятий и наборе необходимых баллов, студент получает зачет).
Методические рекомендации по организации реферативной работы
Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
■ титульный лист,
■ содержание,
■ введение,
■ основную часть,
■ заключение,
■ литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список ис-пользованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
■ интереса студента к конкретной разделу психологии;
■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам к зачету (вопросы к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.
Студент сдает зачет при следующих условиях:
- логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин.