МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Алексанр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Алексанр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Программа учебной дисциплины «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» имеет целью формирование у студентов системы взглядов и представлений о теоретических основах менеджмента и особенностях менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме, получение практических навыков в области менеджмента организаций, действующих в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Основные задачи курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
• овладение основами менеджмента в социально-культурной сфере и туризме и методологией его познания;
• знание различных систем организации менеджмента, их элементов и основных проблем;
• умение оперировать основными категориями менеджмента и видеть их взаимосвязь;
• изучение, используемых в практике методов управления организацией, применение приобретенных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства
ПК-12 готовностью к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об общих закономерностях развития менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме;
- о тенденциях развития менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме, характерных для России;
- об особенностях взаимодействия фирм и предприятий в социально-культурном сервисе и туризме с органами государственной власти;
3.2.Уметь:
3.2.1. ориентироваться в следующих понятиях и применять их на практике:
1) сущность менеджмента, его содержание и инструментарий;
2) специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма;
3) цели и задачи управления туристским предприятием;
4) организационные формы и структуры управления;
5) методология и организация процесса разработки управленческого решения;
6) коммуникация в процессе управления;
7) мотивация труда на предприятиях сферы сервиса и туризма;
8) организация труда менеджера и управления персоналом;
9) управление конфликтами и стрессами в сфере сервиса и туризма

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• принятия решений на различных уровнях управления фирмой, действующей в социально-культурном сервисе и туризме;
• работы с информацией в системе управления фирмой;
• применения теоретических положений менеджмента в деятельности специалиста фирмы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и функции менеджмента
1.1. Выступления с докладом. Практические 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Сущность и функции менеджмента Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Модель влияния менежера на подчиненных. Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Правовые основы организации труда и управления в организации Сам. работа 5 8 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма
2.1. Разработать модель влияния менеджера на подчиненных с использованием эмоционального и рассудочного влияния. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Труд менеджера
3.1. Руковоитель преприятия Практические 5 8 ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Труд менеджера Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Менеджмент предприятия
4.1. Менеджмент предприятия Лекции 5 2 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Подбор кандидатур на место руководителей организаций и их структурных подразделений Сам. работа 5 5 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Труд менеджера Сам. работа 5 2 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Менеджмент персонала
5.1. Менеджмент персонала Лекции 5 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Менеджмент персонала Сам. работа 5 2 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Этика и психология менеджмента
6.1. Этика и психология менеджмента Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Этика и психология менеджмента Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Оценка коммуникативных способностей специалистов Сам. работа 5 2 ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Экзамен 5 27 ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова Л. К., Феденева И. Н., Нехорошков В. П. ; Отв. ред. Нехорошков В. П. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Отв. ред. Афанасьев В. Я. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астахова Н. И., Москвитин Г. И. ; Под общ. ред. Астаховой Н.И., Москвитина Г.И. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 компьютерная справочная правовая система "Консультант плюс" www.consultant.ru/
Э2 Курс в moodle "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8. Методические указания обучающимся по всем видам учебной работы
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Менеджмент в СКС и Т»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Менеджмент в СКС и Т» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Менеджмент в СКС и Т» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, о делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.


8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.