МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика работы гида-инструктора
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика работы гида-инструктора

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – получить знания, умения и овладеть методикой работы гида-инструктора, понимая многогранность его функций в процессе обслуживания туристов.
Данный курс подготавливает студентов к прохождению производственной практики на туркомплексах Алтайского региона в качестве гидов-инструкторов по туризму на активных и оздоровительных маршрутах с высоким уровнем профессионализма и обеспечения безопасности.
Задачи курса:
• обучение студентов методики работы гида-инструктора;
• обучение методическим основам и практическим навыкам деятельности гида - инструктора;
• получение знаний, умений и навыков о специфике обслуживания туристов в природной среде (спортивно-оздоровительные маршруты) с активными формами передвижения и организацией комфортных условий быта;
• получение навыков лидерства и управления тургруппой;
• формирование у студентов готовности реализации туристских проектов в виде разработки и проведении туров в природной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-3: готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативную, методическую и профессиональую основу деятельности гидов;
- профессиональные функции и установки гидов в России и мире, их роли в туристской индустрии;
- принципы организации обслуживания и создания безопасных условий за пределами зоны комфорта (городской среды);
- принципы обеспечения безопасности потребителей;
- специфику разработки туристкого продукта в природной среде (с активными формами передвижения).
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь работать с различными источниками информации в период подготовки и выполнения должностных обязанностей;
- организовать процесс обслуживания туристов в природной среде;
- реализовывать на практике проекты в туристской индустрии в сегменте спортивно-оздоровительного туризма: от разработки туров и их проведения, до организации иннвационных форм - фестивалей, спортивных событийных мероприятий в природной среде и т.д.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- передвижения в природной среде во время активных путешествий и анимационную деятельность во время отдыха на туркомплексах;
- самостоятельной работы в качестве гида-инструктора(стажера);
- сопровождения и обеспечения безопасности потребителя туристских услуг в природной среде
- разработки туристкого продукта в природной среде (с активными формами передвижения.)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы деятельности гида-инструктора.
1.1. Сущность и значение методики работы гида- инструктора. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативные и маршрутные документы гида: первый этап обеспечения безопасности потребителей. Практические 4 8 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Функции, типы, виды и формы работы гида-инструктора Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. История профессии инструктор-проводник (гид) в России и мире. Сам. работа 4 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методика работы гида инструктора
2.1. Технология управления туристской группой на маршруте Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психологические аспекты в деятельности гида-инструктора.
3.1. Стили руководства тургруппой.Ролевой состав группы. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Специфика обслуживания потребителей в природной среде.Основные требования. Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Ожидания и опасения гида и туристов.Конфликты и способы их решения. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организация, подготовка и проведение спортивного тура.
4.1. Организация процесса обслуживания туристов во время похода, трансфера, проживания на туркомплексе. Практические 4 8 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности подготовки и проведения горных, водных, спелео и лыжных путешествий. Сам. работа 4 8 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Обеспечение безопасности как основная функция гида-инструктора.
5.1. Разработка безопасного маршрута и учет факторов риска. Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
5.2. Способы и приемы обеспечения личной безопасности и безопасности потребителя(туриста). Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
5.3. Комплексная безопасность в путешествии в процессе работы гида-инструктора. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.4. Факторы риска во время путешествия в горных районах России(Алтай, Саяны, Кавказ и т.д.) Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.5. Первая доврачебная помощь в деятельности гида. Основные навыки. Практические 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Профессиональные стандарты для гидов в экологическом и приключенческом туризме.
2. Повышение квалификации гида-инструктора.
3. Должностные обязанности гида
4. Экскурсионное сопровождение группы
5. Должностная инструкция гида-инструктора.
6. Информационный контакт с гостями.
7. Обучение гида-инструктора в туризме и гостеприимстве
8. Методика работы гида с тур группой
9. Высвобождение гидов и увольнение.
10. Оценка персонала в тур организациях.
11. Изучение рекреационных потребностей туристов
12. Обеспечение мер безопасности туристов
13. Формирование коммуникативных навыков гида
14. Вербальное и невербальное общение
15. Преодоление гидом коммуникационных барьеров
16. Профессиональная этика работников сервиса (гидов-инструкторов)
17. Анимационная деятельность гида.
18. Гид как зарубежный представитель туроператора.
19. Профессиональная и трудовая адаптация гида
20. Организация и проведение гидом спортивного тура.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень рекомендуемых тем рефератов:
1. Значение профессии гида на современном этапе.
2. Профессия гида-инструктора, как часть системы сервисного обслуживания.
3. История развития профессии гида в Европе.
4. Первые туристские организации в России.
5. Спортивные туры в России: проблемы и перспективы.
6. Лидеры рынка приключенческого (активного) туризма в России. Требования к персоналу.
7. Психологические аспекты в деятельности гидов. Типы лидерства.
8. Проведение гидом спасательных операций в природных условиях.
9. Юридические аспекты деятельности гида-инструктора в России.
10. Обзор системы подготовки гидов в России.
11. Сравнительный анализ подготовки гидов-инструкторов в России и Канаде.
12. Ориентирование гида – инструктора на местности.
13. Виды опасностей на активных маршрутах.
14. Обеспечение безопасности во время подготовки и проведения тура.
15. Препятствия и их преодоление в горном туризме.
16. Техника и обеспечение безопасности в водном туре.
17. Пещеры Алтая и их использование в туризме.
18. Экскурсионная и анимационная составляющая в деятельности гида-инструктора.
19. Технические требования к снаряжению и его эксплуатации.
20. Важнейшие установки( миссия) в деятельности гида-инструктора.
5.3. Фонд оценочных средств
Тестовые задания, рефераты, контрольные работы
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие - Омск : Издательство СибГУФК, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298127
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федотов, Юрий Николаевич Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов Изд-во Советский спорт, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493421
Э2 Курс в Moodle "Методика работы гида-инструктора копия 1" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4825
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.