Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технологии и организация внутреннего и международного туризма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_02_Т-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Цель курса – получить знания, умения и овладеть методикой работы гида-инструктора, понимая многогранность его функций в процессе обслуживания туристов. Данный курс подготавливает студентов к прохождению производственной практики на туркомплексах Алтайского региона в качестве гидов-инструкторов по туризму на активных и оздоровительных маршрутах с высоким уровнем профессионализма и обеспечения безопасности. Задачи курса: • обучение студентов методики работы гида-инструктора; • обучение методическим основам и практическим навыкам деятельности гида - инструктора; • получение знаний, умений и навыков о специфике обслуживания туристов в природной среде (спортивно-оздоровительные маршруты) с активными формами передвижения и организацией комфортных условий быта; • получение навыков лидерства и управления тургруппой; • формирование у студентов готовности реализации туристских проектов в виде разработки и проведении туров в природной среде. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ОПК-3 | способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов |
ПК-3 | готовностью к реализации проектов в туристской индустрии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативную, методическую и профессиональую основу деятельности гидов; - профессиональные функции и установки гидов в России и мире, их роли в туристской индустрии; - принципы организации обслуживания и создания безопасных условий за пределами зоны комфорта (городской среды); - принципы обеспечения безопасности потребителей; - специфику разработки туристкого продукта в природной среде (с активными формами передвижения). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь работать с различными источниками информации в период подготовки и выполнения должностных обязанностей; - организовать процесс обслуживания туристов в природной среде; - реализовывать на практике проекты в туристской индустрии в сегменте спортивно-оздоровительного туризма: от разработки туров и их проведения, до организации иннвационных форм - фестивалей, спортивных событийных мероприятий в природной среде и т.д. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - передвижения в природной среде во время активных путешествий и анимационную деятельность во время отдыха на туркомплексах; - самостоятельной работы в качестве гида-инструктора(стажера); - сопровождения и обеспечения безопасности потребителя туристских услуг в природной среде - разработки туристкого продукта в природной среде (с активными формами передвижения.) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы деятельности гида-инструктора. | ||||||
1.1. | Сущность и значение методики работы гида- инструктора. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Нормативные и маршрутные документы гида: первый этап обеспечения безопасности потребителей. | Практические | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Функции, типы, виды и формы работы гида-инструктора | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | История профессии инструктор-проводник (гид) в России и мире. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Методика работы гида инструктора | ||||||
2.1. | Технология управления туристской группой на маршруте | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Психологические аспекты в деятельности гида-инструктора. | ||||||
3.1. | Стили руководства тургруппой.Ролевой состав группы. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Специфика обслуживания потребителей в природной среде.Основные требования. | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Ожидания и опасения гида и туристов.Конфликты и способы их решения. | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Организация, подготовка и проведение спортивного тура. | ||||||
4.1. | Организация процесса обслуживания туристов во время похода, трансфера, проживания на туркомплексе. | Практические | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности подготовки и проведения горных, водных, спелео и лыжных путешествий. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Обеспечение безопасности как основная функция гида-инструктора. | ||||||
5.1. | Разработка безопасного маршрута и учет факторов риска. | Практические | 4 | 8 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Способы и приемы обеспечения личной безопасности и безопасности потребителя(туриста). | Практические | 4 | 8 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Комплексная безопасность в путешествии в процессе работы гида-инструктора. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Факторы риска во время путешествия в горных районах России(Алтай, Саяны, Кавказ и т.д.) | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Первая доврачебная помощь в деятельности гида. Основные навыки. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Профессиональные стандарты для гидов в экологическом и приключенческом туризме. 2. Повышение квалификации гида-инструктора. 3. Должностные обязанности гида 4. Экскурсионное сопровождение группы 5. Должностная инструкция гида-инструктора. 6. Информационный контакт с гостями. 7. Обучение гида-инструктора в туризме и гостеприимстве 8. Методика работы гида с тур группой 9. Высвобождение гидов и увольнение. 10. Оценка персонала в тур организациях. 11. Изучение рекреационных потребностей туристов 12. Обеспечение мер безопасности туристов 13. Формирование коммуникативных навыков гида 14. Вербальное и невербальное общение 15. Преодоление гидом коммуникационных барьеров 16. Профессиональная этика работников сервиса (гидов-инструкторов) 17. Анимационная деятельность гида. 18. Гид как зарубежный представитель туроператора. 19. Профессиональная и трудовая адаптация гида 20. Организация и проведение гидом спортивного тура. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень рекомендуемых тем рефератов: 1. Значение профессии гида на современном этапе. 2. Профессия гида-инструктора, как часть системы сервисного обслуживания. 3. История развития профессии гида в Европе. 4. Первые туристские организации в России. 5. Спортивные туры в России: проблемы и перспективы. 6. Лидеры рынка приключенческого (активного) туризма в России. Требования к персоналу. 7. Психологические аспекты в деятельности гидов. Типы лидерства. 8. Проведение гидом спасательных операций в природных условиях. 9. Юридические аспекты деятельности гида-инструктора в России. 10. Обзор системы подготовки гидов в России. 11. Сравнительный анализ подготовки гидов-инструкторов в России и Канаде. 12. Ориентирование гида – инструктора на местности. 13. Виды опасностей на активных маршрутах. 14. Обеспечение безопасности во время подготовки и проведения тура. 15. Препятствия и их преодоление в горном туризме. 16. Техника и обеспечение безопасности в водном туре. 17. Пещеры Алтая и их использование в туризме. 18. Экскурсионная и анимационная составляющая в деятельности гида-инструктора. 19. Технические требования к снаряжению и его эксплуатации. 20. Важнейшие установки( миссия) в деятельности гида-инструктора. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тестовые задания, рефераты, контрольные работы |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравчук Т.А | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие | - Омск : Издательство СибГУФК, 2009 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федотов, Юрий Николаевич | Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов | Изд-во Советский спорт, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие | biblioclub.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Методика работы гида-инструктора копия 1" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана. Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686) Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm) Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/) ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/) Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана. RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ: http: //www. russiatourism.ru |
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением. После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий. Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов. После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники. После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ». Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест. В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину. |