МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильРекреационный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_РС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям в области сервиса, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Выработка навыков критического анализа проблемных ситуаций и способностей разрабатывать и применять оптимальную стратегию действий
Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы сервиса;
Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые, выпускные квалификационные работы и проекты.
Ознакомление студентов с основными вариантами технологий научного исследования;
Выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-6 Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
ПК-3 Способен применять научные концепции исследования и моделирования для анализа конкурентной среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к определению «проблемной ситуации»;
- основные особенности проблемной ситуации;
- причины возникновения проблемной ситуации;
- основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы;
- основные подходы к определению «проблемы»;
- основные особенности научной проблемы;
- виды проблем;
- направления, способы и основные этапы развития проблемы;
- основные методологические принципы и основания системного подхода;
- специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в сфере сервиса;
- общие принципы научного проектирования в сфере сервиса;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- структуру и специфику основных разделов ВКР;
- правила и требования к оформлению научного исследования;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности;
- выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем;
- применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской; деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- совмещать поля аргументации;
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем;
- навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах;
- пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-исследовательская деятельность студента и технологии проведения научного исследования
1.1. Понятие выпускной квалификационной работы Лекции 1 2 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие выпускной квалификационной работы Сам. работа 1 4 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы. Лекции 1 2 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы. Сам. работа 1 6 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Тема выпускной квалификационной работы, её проблема и цель. Актуальность и степень разработанности темы исследования Практические 1 4 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Тема выпускной квалификационной работы, её проблема и цель. Актуальность и степень разработанности темы исследования Сам. работа 1 4 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Объект и предмет исследования. Проблема и задачи научного исследования Практические 1 2 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Объект и предмет исследования. Проблема и задачи научного исследования Сам. работа 1 4 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Требования к результатам выпускной квалификационной работы Лекции 1 2 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Требования к результатам выпускной квалификационной работы Сам. работа 1 2 УК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методология научно-исследовательской деятельности
2.1. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Теоретико-методологические основы научного исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Методы научного исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Технологии сбора, отбора и анализа информации по теме научного исследования
3.1. Формирование информационной базы научного исследования Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Формирование информационной базы научного исследования Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Система поиска eLIBRARY.ru и ее особенности Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Система поиска eLIBRARY.ru и ее особенности Сам. работа 1 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru Сам. работа 1 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Грантовые фонды и оформление заявок на исследовательские проекты
4.1. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов-магистрантов Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов-магистрантов Сам. работа 1 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Оформление содержательного обоснования заявки на грант по тематике связанной с темой исследования магистранта Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Оформление содержательного обоснования заявки на грант по тематике связанной с темой исследования магистранта Сам. работа 1 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Итоговые практические задания (работы) к зачёту
5.1. Итоговое практическое задание (работа) 1 Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Итоговое практическое задание (работа) 1 Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Итоговое практическое задание (работа) 2 Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Итоговое практическое задание (работа) 2 Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности (Сервис)" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Официальный сайт Минэкономразвития РФ economy.gov.ru
Э5 Федеральное агентство по туризму www.russiatourism.ru
Э6 ФЗ об основах турдеятельности ozpp.ru
Э7 Современные информационные технологии в туристском бизнесе vorst-alina.narod.ru
Э8 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э9 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э12 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э13 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э14 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.