МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев Алексей Витальевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Методы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы туризма;
Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования
Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно оформлять результаты исследований;
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
ПК-8: готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в сфере туризма;
- общие принципы научного проектирования в сфере туризма;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- требования к оформлению научных работ;
- основные источники научной информации;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- структуру и специфику основных разделов курсового исследования и ВКР;
- правила и требования к оформлению научного исследования;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- философские и общенаучные методы научного исследования;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с сфере туризма;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно-коммуникативных технологий;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые.
- навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах;
- пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма;
- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
1.1. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Организация научно-исследовательской работы в России. Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Организация научно-исследовательской работы в России. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально-гуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки. Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.8. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Лекции 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Сам. работа 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Практические 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Практические 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Методологические основания научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма
3.1. Объект и основные аспекты научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методологические подходы к изучению сферы социо-культурного сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Объект и основные аспекты научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методологические подходы к изучению сферы социо-культурного сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методология и методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма
4.1. Теоретико-методологические основы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.2. Теоретико-методологические основы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Методология и методы психологических исследований в сферах сервиса и туризма
5.1. Теоретико-методологические основы психологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
5.2. Теоретико-методологические основы психологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
5.3. Методы и процедуры психологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
5.4. Методы и процедуры психологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Методология и методы экономических исследований в сферах сервиса и туризма
6.1. Теоретико-методологические основы экономических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Теоретико-методологические основы экономических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
6.3. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
6.4. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы
7.1. Курсовая работа и выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Курсовая работа и выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Структура «Введения» к курсовой работе и выпускной квалификационной работе студента и основные требования к ее составляющим. Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.4. Структура «Введения» к курсовой работе и выпускной квалификационной работе студента и основные требования к ее составляющим. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.5. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим итогового научного исследования. Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.6. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим итогового научного исследования. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.7. Стратегия и тактика проведения научного исследования Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.8. Стратегия и тактика проведения научного исследования Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.9. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ Лекции 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.10. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.11. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.12. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.13. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.14. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.15. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.16. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.17. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.18. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.19. Требования к результатам научного исследования студента. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.20. Требования к результатам научного исследования студента. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.21. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.22. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.23. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Практические 3 2 ПК-6, ПК-8 Л1.1, Л1.2
7.24. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437120
Л1.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/438292
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/396729
Л2.2 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/438292
Л2.3 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт , 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
Л2.4 Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434162
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Э2 Современные информационные технологии в туристском бизнесе http://vorst-alina.narod.ru/
Э3 ФЗ об основах турдеятельности http://ozpp.ru/zknd/turi/
Э4 Федеральное агентство по туризму http://www.russiatourism.ru/
Э5 Официальный сайт Минэкономразвития РФ http://economy.gov.ru/minec/main
Э6 Сайт «Философия без границ». http://platonanet.org.ua/
Э7 Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э8 Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э9 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э10 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э11 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» http://www.lib.asu.ru
Э12 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э13 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э14 Университетская библиотека ONLINE http://www.biblioclub.ru
Э15 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э16 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э17 Электронная библиотека но философии http://rilosof.historic.ru
Э18 Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Э19 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э20 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru
Э21 Курс в Moodle "Методы научных исследований" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3351
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.