МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-2- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 Биология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
- формирование знаний, умений и навыков в области методики преподавания биологических дисциплин в высшей школе;
- ознокомление с основными организационными формами, методами обучения и педтехнологиями в высшей шкле по биологическим дисциплинам и требованиями к их организации;
- ознакомление с закономерностями подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, способами определения дидактических задач и путей их решения;
- подготовка к успешному осуществлению самостоятельной педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
ПК-9 владением навыками формирования учебного материала, чтения лекций, готовность к преподаванию в общеобразовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования и руководству научно-исследовательской работой обучающихся, умением представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социальные, этнические и культурные различия; основные методы преподавания биологических дисциплин; общетеоретические основы методики преподавания биологических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач при обучении биологии в системе высшего образования;структуру, содержание и принципы организации высшего биологического образования, образовательные программы
3.2.Уметь:
3.2.1.воспитывать толерантное отношение к разным социальным, этническим и культурным типам; грамотно подбирать методы к определенному тематическому материалу; вести учебно-воспитательную работу по биологии, определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний; использовать учебно-лабораторное оборудование, средства новых информационных технологий в образовательном процессе; ориентироваться в выпускаемой специальной литературе по биологии и общему биологическому образованию и смежным вопросам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками руководства группами; навыками, на основании усвоенных методов, генерировать новые подходы к объяснению информации; навыками ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); навыками использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса
1.1. Система образования в высшей школе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Очное и заочное обучение: плюсы и минусы Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Уровни высшего профессионального образования и их содержание Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Нормативно-правовые документы РФ в области образования Сам. работа 2 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2
1.5. Очно-заочное обучение. Дистанционное образование. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Учебные и рабочие планы
2.1. Особенности планирования Лекции 2 1 ПК-9 Л2.3, Л1.2
2.2. Современные подходы к моделированию педагогичексой деятельности. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.3, Л1.2
2.3. Методические основы преподавания в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Рабочие программы дисциплин Лекции 2 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2
2.5. Рабочая программа дисциплины, ее составные части Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Функции деятельности преподавателя биологии высшей школы Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Материальн-техническая база преподавания биологии Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Содержание материала по основным курсам биологических дисциплин
3.1. Структура биологических дисциплин в ВУЗе Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Содержание биологического образования Практические 2 4 ПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Основные формы и методы преподавания биологических дисциплин в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Интерактивные технологии обучения биологии в высшей школе Сам. работа 2 5 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Формы обучения в высшей школе
4.1. Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.4, Л1.2
4.2. Основные виды организационных форм учебного процесса Практические 2 4 ПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Влияние содержания конкретных биологических дисциплин на выбор технологии обучения Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Организация проектной дятельности Практические 2 4 ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л1.2
4.5. Основы педагогического контроля в ВУЗе Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Функции и формы диагностики знаний в ВУЗе Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Критери оценивания знаний и умений студентов на семинарских и практических занятиях, зачетах и экзаменах Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-4, ПК-9 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA
Л1.2 В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Титов Е.В., Морозова Л.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2010
Л2.2 под ред. В. Н. Белкиной Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187
Л2.4 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии www.digitalbookindex.org
Э5 Элементы науки elementy.ru
Э6 Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии scilib-biology.narod.ru
Э7 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
Э8 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе».
Дисциплина «Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Прктические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.