МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н., проф. Силантьева М.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение основными методами и методиками, необходимыми для организации НИР школьников по биологии; современными метододами изучения биологических объектов; учет особенностей выполнения НИР в разных возрастных группах; знакомство и поиск решений проблем, связанных с выступлениями школьников на конференциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; как использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в организации исследовательской работы школьников в разных возрастных группах; готовностью использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к сбору материала
1.1. Составление перечня важнейших исследований. Правила выбора методик исследования по выбранной теме. Лекции 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Предварительная проработка специальной литературы. Практические 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Поиск наиболее актуальных тем для исследования. Сам. работа 8 22 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3
1.4. Планирование эксперимента Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Составление плана экспериментальной работы по биологии и экологии Практические 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Выбор методик выполнения работы Сам. работа 8 25 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Основные требования по проведению эксперимента. Учебное подготовительное занятие Лекции 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Составление обзора литературы по экспериментальным работам с обоснованием тематики по биологии и экологии Практические 8 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Написание итогового отчета по теме НИР по биологии и экологии Сам. работа 8 25 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См.Приложение ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС Организация НИР.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пономарева, Ирма Николаевна. Общая методика обучения биологии: учебное пособие Академия, 2007 60
Л1.2 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская Методика обучения биологии в современной школе: учебник Юраят, 2017 www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева Теория и методика обучения экологии : учебник Академия, 2009 75
Л2.2 Миронов Анатолий Владимирович Преподавание экологии в школе : учебное пособие Владос, 2004 20
Л2.3 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : Учебное пособие Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Шибанова, П. Д. Гудкова, И. Ю. Соколова Методика преподавания биологии в школе : учебное пособие Пять плюс, 2015 10
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 программа «Юниор – старт в науку» http://www.abitu.ru/start/about.esp
Э2 конкурс им. Вернадского http://vernadsky.dnttm.ru
Э3 программа «Шаг в будущее http://www.step-into-the-future.ru/
Э4 программа Intel – «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru
Э5 эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос» http://www.eidos.ru
Э6 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Э7 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
Э8 Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru
Э9 Новосибирская государственная областная библиотека http://www.rstlib.nsc.ru
Э10 ИНИОН http://www.inion.ru/product/db2html
Э11 Курс в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5809
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная)
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека: http://www.nlr.ru
Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru
Эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»: http://www.eidos.ru
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии». Дисциплина «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: практические занятия, самостоятельную работу.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить необходимый материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе проведения практических занятий на конкретных примерах магистранты познакомятся с основными направлениями проводимых исследований и конкретными методиками. В процессе освоения курса предусмотрены контрольные работы как формы промежуточного контроля. В ходе самостоятельной работы магистранты выполняют доклады с презентациями и выступают на заключительном практическом занятии. Форма итогового контроля – зачет после третьего семестра. Учитывается работа магистранта в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, доклады.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практические занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.