МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н., проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение основными методами и методиками, необходимыми для организации НИР школьников по биологии; современными метододами изучения биологических объектов; учет особенностей выполнения НИР в разных возрастных группах; знакомство и поиск решений проблем, связанных с выступлениями школьников на конференциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; как использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в организации исследовательской работы школьников в разных возрастных группах; готовностью использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к сбору материала
1.1. Составление перечня важнейших исследований. Правила выбора методик исследования по выбранной теме. Лекции 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Предварительная проработка специальной литературы. Практические 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.3. Поиск наиболее актуальных тем для исследования. Сам. работа 8 22 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3
1.4. Планирование эксперимента Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.5. Составление плана экспериментальной работы по биологии и экологии Практические 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.6. Выбор методик выполнения работы Сам. работа 8 25 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.7. Основные требования по проведению эксперимента. Учебное подготовительное занятие Лекции 8 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.8. Составление обзора литературы по экспериментальным работам с обоснованием тематики по биологии и экологии Практические 8 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.9. Написание итогового отчета по теме НИР по биологии и экологии Сам. работа 8 25 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская Методика обучения биологии в современной школе: учебник Юраят, 2017 www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187
Л1.2 Пономарева, Ирма Николаевна. Общая методика обучения биологии: учебное пособие Академия, 2007 60
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миронов Анатолий Владимирович Преподавание экологии в школе : учебное пособие Владос, 2004 20
Л2.2 Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева Теория и методика обучения экологии : учебник Академия, 2009 75
Л2.3 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : Учебное пособие Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Шибанова, П. Д. Гудкова, И. Ю. Соколова Методика преподавания биологии в школе : учебное пособие Пять плюс, 2015 10
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 ИНИОН www.inion.ru
Э3 Новосибирская государственная областная библиотека www.rstlib.nsc.ru
Э4 Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского www.gnpbu.ru
Э5 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э6 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э7 эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос» www.eidos.ru
Э8 программа Intel – «Обучение для будущего» www.iteach.ru
Э9 программа «Шаг в будущее www.step-into-the-future.ru
Э10 конкурс им. Вернадского vernadsky.dnttm.ru
Э11 программа «Юниор – старт в науку» www.abitu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная)
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека: http://www.nlr.ru
Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru
Эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»: http://www.eidos.ru
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии». Дисциплина «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: практические занятия, самостоятельную работу.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить необходимый материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе проведения практических занятий на конкретных примерах магистранты познакомятся с основными направлениями проводимых исследований и конкретными методиками. В процессе освоения курса предусмотрены контрольные работы как формы промежуточного контроля. В ходе самостоятельной работы магистранты выполняют доклады с презентациями и выступают на заключительном практическом занятии. Форма итогового контроля – зачет после третьего семестра. Учитывается работа магистранта в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, доклады.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практические занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.