Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология и химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.
1.1. | Овладение основными методами и методиками, необходимыми для организации НИР школьников по биологии; современными метододами изучения биологических объектов; учет особенностей выполнения НИР в разных возрастных группах; знакомство и поиск решений проблем, связанных с выступлениями школьников на конференциях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-7 | Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | как организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; как использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать исследовательскую работу школьников в разных возрастных группах; использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в организации исследовательской работы школьников в разных возрастных группах; готовностью использовать новейшие научные данные отечественных и зарубежных ученых в организации НИР школьников и сохранения биоразнообразия, |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Подготовка к сбору материала | ||||||
1.1. | Составление перечня важнейших исследований. Правила выбора методик исследования по выбранной теме. | Лекции | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Предварительная проработка специальной литературы. | Практические | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Поиск наиболее актуальных тем для исследования. | Сам. работа | 8 | 22 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | |
1.4. | Планирование эксперимента | Лекции | 8 | 4 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Составление плана экспериментальной работы по биологии и экологии | Практические | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.6. | Выбор методик выполнения работы | Сам. работа | 8 | 25 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.7. | Основные требования по проведению эксперимента. Учебное подготовительное занятие | Лекции | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.8. | Составление обзора литературы по экспериментальным работам с обоснованием тематики по биологии и экологии | Практические | 8 | 8 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.9. | Написание итогового отчета по теме НИР по биологии и экологии | Сам. работа | 8 | 25 | ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская | Методика обучения биологии в современной школе: учебник | Юраят, 2017 | www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187 |
Л1.2 | Пономарева, Ирма Николаевна. | Общая методика обучения биологии: учебное пособие | Академия, 2007 | 60 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Миронов Анатолий Владимирович | Преподавание экологии в школе : учебное пособие | Владос, 2004 | 20 |
Л2.2 | Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева | Теория и методика обучения экологии : учебник | Академия, 2009 | 75 |
Л2.3 | Арбузова Е.Н. | Методика обучения биологии : Учебное пособие | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А. А. Шибанова, П. Д. Гудкова, И. Ю. Соколова | Методика преподавания биологии в школе : учебное пособие | Пять плюс, 2015 | 10 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | ИНИОН | www.inion.ru | ||
Э3 | Новосибирская государственная областная библиотека | www.rstlib.nsc.ru | ||
Э4 | Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского | www.gnpbu.ru | ||
Э5 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э6 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э7 | эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос» | www.eidos.ru | ||
Э8 | программа Intel – «Обучение для будущего» | www.iteach.ru | ||
Э9 | программа «Шаг в будущее | www.step-into-the-future.ru | ||
Э10 | конкурс им. Вернадского | vernadsky.dnttm.ru | ||
Э11 | программа «Юниор – старт в науку» | www.abitu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная) Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека: http://www.nlr.ru Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru Эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»: http://www.eidos.ru ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии». Дисциплина «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: практические занятия, самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить необходимый материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе проведения практических занятий на конкретных примерах магистранты познакомятся с основными направлениями проводимых исследований и конкретными методиками. В процессе освоения курса предусмотрены контрольные работы как формы промежуточного контроля. В ходе самостоятельной работы магистранты выполняют доклады с презентациями и выступают на заключительном практическом занятии. Форма итогового контроля – зачет после третьего семестра. Учитывается работа магистранта в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, доклады. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практические занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |