Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н. проф., Силантьева М.М.
1.1. | Ознакомить студентов с особенностями географического распределения растений и их сообществ, а также показать определяющие их факторы. Сформировать представления о флорах как о многомерных сложных объектах – подсистемах биотического уровня организации живой материи как исторически сложившихся на той или иной территории (акватории) совокупности разновозрастных видов, существующих в устойчивом равновесии в течение длительного времени. Подготовить студентов к практике составления научных отчетов флористическому разнообразию и по оценке состояния растительного покрова, дать навыки использования методов картографии, районирования и подготовки пояснительных записок, а также критического анализа получаемой информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | приемы составления аналитических обзоров, отчетов и пояснительных записок по факторам, определяющим формирование ареалов таксонов и флор, а также их признаки и особенности; основные принципы и приемы ботанико-географического районирования (флористического, геоботанического) на основе критического анализа источников. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | устанавливать соответствие между полученной информацией из всех источников по флоре территории и ее типологическими элементами, также характерными особенностями растительности; оценивать информацию, полученную из всех источников по флоре и растительности территории для подготовки научно-технических отчетов, аналитических карт и пояснительных записок. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть способами картографирования ареалов таксонов, синтаксонов, флор, а также составления аналитических карт по итогам полевых и камеральных работ; навыком составления научных отчетов по характеристике растительного покрова территорий с использованием полевых и камеральных исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет географии растений и ее место среди биологических и географических наук. Основы флорологии | ||||||
1.1. | География растений как наука. История. Законы и терминология.Понятие о флоре. Таксономический и типологический анализ флоры. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Проведение таксономического и типологических анализов флор.Стадиальный анализ флоры. Составление научного отчета по изучнию флоры. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Экологические основы географии растений. Закономерности распределения растений и растительных сообществ (фитоценозов) на Земном шаре.Факторы их определяющие. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Основы учения об ареалах (хорология). | ||||||
2.1. | Ареал и его структура. Факторы формирования ареалов. Способы и темпы расселения растений. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Сплошные и дизъюнктивные ареалы. Типы и причины дизъюнкций. Викаризм. Ареалы космополитные и эндемичные. Составление карт и аналитических записок. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Развитие ареала. Изменение границ ареалов человеком на примере культурных растений. Центры происхождения и центры многообразия форм вида. Центры происхождения культурных растений Н.Н. Вавилова. Адвентивные растения и их ареалы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Способы картирования ареалов. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Ареалы сообществ (Синхорология). Спектры типов ареалов сообществ. Синхорологические карты. Приемы составления и последовательность работы. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Флористические царства земного шара. | ||||||
3.1. | Принципы и критерии флористического районирования | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Картирование и особенности голарктического, палеотропического, неотропического, австралийского, капского и голантарктического царств, их история, подразделение на области, подобласти и провинции. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Хозяйственно-ценные виды культурных растений различных флористических царств. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Растительность земного шара и ее распределение. | ||||||
4.1. | Происхождение зональности и поясности растительности. Интразональная, экстразональная и азональная растительность. Основные типы растительности Земного шара. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Тропическая растительность | ||||||
5.1. | Влажные тропические леса и тропические сезонные леса. Географическое распространение, климатическая характеристика, почвы. Состав флоры, структура, жизненные формы растений. Эколого-фитоценотическая характеристика лесов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Картирование тропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители. Экологические особенности растений. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Саванны. Географическое распространение, климат и почвы. Флора, структура растительности, жизненные формы и их экологические особенности. Основные черты ландшафта саванн и саванновых лесов. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Мангровая растительность. Географическое распространение. Состав флоры. Экология мангровых растений. Типы мангровой растительности. Луговые и степные типы растительности | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Субтропическая растительность | ||||||
6.1. | Вечнозеленые жестколистные леса и кустарниковые сообщества и влажные субтропические леса. Географическое распространение, климат и почвы, флора, жизненные формы, экологические особенности растений. Структура лесов ненарушенных и деградированных. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Картирование субтропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители, экологические особенности растений. Оценка антропогенной нарушености территории | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Тропические, субтропические пустыни и пустыни умеренного пояса. | ||||||
7.1. | Географическое распространение и физико-географические условия различных типов пустынь. Экологические особенности растений, структура сообществ. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Картирование пустынь. Флористический состав пустынь различного типа. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Степи, прерии, пампа, туссок. | ||||||
8.1. | Климатические особенности различных типов злаковников. Структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Причины безлесия степей. Происхождение «травяных типов» растительности | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 9. Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса | ||||||
9.1. | Бореальные хвойные и широколиственные леса. Картирование. Климатическая характеристика, почвенные условия, флора. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
9.2. | Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса. Климатические условия, почвы. Вертикальная структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 10. Тундры и их аналоги в южном полушарии. | ||||||
10.1. | Структура сообществ, видовой состав, анатомо-морфологические приспособления к условиям существования, жизненные формы, основные представители. Охрана растительного покрова. | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 11. Растительность горных систем. | ||||||
11.1. | Вертикальная поясность растительности в горах. Типы поясности, расположение поясов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
11.2. | Верхние границы растительности в горах. Растительность гор Хибин, Карпат, Алтая, Тянь-Шаня, Крыма, Кавказа. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
11.3. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Курнишкова, Тамара Васильевна | Лабораторные работы и межсессионные задания по географии растений с основами ботаники: | Просвещение, 1985 | 25 |
Л1.2 | Курнишкова, Тамара Васильевна | География растений с основами ботаники: | Просвещение, 1987 | 24 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. М. Силантьева, Н. В. Елесова | Типологические особенности флор: учеб. пособие : | АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979 |
Л2.2 | Силантьева М.М. | Конспект флоры Алтайского края: | изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101 |
Л2.3 | Шумилова Л.В. | Фитогеография.: | Изд-во ТГУ, 1979 | 69 |
Л2.4 | Вальтер Г. | Общая геоботаника: Учебник | Мир, 1982 | 19 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | herba.msu.ru | ||
Э3 | Интернет-архив цифровой библиотеки | archive.org | ||
Э4 | Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии | www.biodiversitylibrary.org | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э6 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э7 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э8 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э9 | Ботаническая литература | http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru. База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина "Основы географии растений" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о объектах географии растений и их сообществах как о динамическом историческом явлении – результате расселения вида, таксона или синтаксона, обусловленном современными климатическими, эдафическими и биотическими причинами, геологической историей и эволюцией видов и сообществ. При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о факторах формирования ареалов и объяснить основные современные теоретические положения, особенности внешних и внутренних границ видов и родов; перечислить основные типы геоэлементов, типов и подтипов ареалов, эндемичные, космополитные и широкоареальные виды растений и показывать их на карте. При изучении второго раздела необходимо научиться использовать на практике методы картографии. При изучении третьего раздела необходимо выработать навыки сравнения флористических царств и фитохорионов по природно-климатическим показателям и особенностям растительного покрова. В четвертом разделе студенты знакомятся с растительным покровом, изучают экологические и эколого-морфологические особенности основных ландшафтообразующих типов растительности. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена). При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |