Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Сформировать представление о географических центрах происхождения и расселения растений, принципах филогенетического родства групп и направлениях их дальнейшей эволюции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-4 | способностью генерировать новые идеи и методические решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Основные методы эволюционной морфологии и физиологии растений; этапы эволюции растительного мира, особенности эволюции размножения низших и высших растений; уровни организации и филогенетические связи растений. - Молекулярно-генетические основы филогении растений. Теоретические основы новых экспериментальных подходов в систематике и филогении растений. - Экспериментальные и теоретические подходы, используемые в систематике и филогении растений; классические и современные методы и методические подходы, используемые при филогенетических построениях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Анализировать информацию, привлекаемую для филогенетических построений из палеогеографии, палеоботаники, молекулярной генетики, ареалогии. - Пользоваться программами для построения филогенетических деревьев; получать необходимые сведения по филогении с помощью фондов научной библиотеки и системы Интернет. - Организовывать и планировать профессиональные мероприятия (эксперименты, поиск информации, семинары, конференции). - Подготовить программу исследований по филогении растений в соответствии с темой собственного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Навыками работы с базами данных генетических банков. навыками использования методов эволюционной морфологии и филогении растений; владеет методами построения филогенетических деревьев. - Навыками подготовки и оформления результатов исследования научных статей, отчетов, докладов. - Владеть математическими методами компьютерного анализа в сравнительной геномике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Филогения, ее предмет и методы исследования. Основные понятия филогении. История изучения эволюции растительного мира Разнообразие адаптивных особенностей растений и проблема филогенетического родства. Основы биоинформатики. | ||||||
1.1. | Проблемы филогенетического родства. Основные понятия филогении. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Основы геномной биоинформатики. Математические методы компьютерного анализа в сравнительной геномике. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Разнообразие адаптивных особенностей растений и проблема филогенетического родства | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Обзор палеоботанического материала и значение данных палеоботаники, палеоэкологии, палеогеографии. Филогенетическое родство и проблемы монофилии. Шкала геологического времени. Филогенетический возраст современных групп растений. | ||||||
2.1. | Филогенетический возраст современных групп растений и родственные связи | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Расчет филогенетического возраста отдельных групп растений | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Построение филогенетических деревьев. Обзор компьютерных программ. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. Пути Происхождение и экологическая эволюция цветковых растений. Основные филогенетические системы. | ||||||
3.1. | Филогенетические связи цветковых растений и их эволюция. Происхождение водных групп растений. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Обзор отдельных филогенетических систем семейств покрытосеменных растений | Сам. работа | 4 | 11 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Основные теории происхождения цветка. Палеоботанические подтверждения. | ||||||
4.1. | Теории происхождения цветка. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Палеоботанические материалы и филогения растений | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Обзор современных доказательств теорий происхождения цветковых растений | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Проблемы филогении растений. | ||||||
5.1. | Современные филогенетические системы царства растений. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Филогенетическая система А.Л. Тахтаджяна. Филогенетическая система А. Кронквиста | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Современные дополнения и изменения в филогенетические системы А.Л. Тахтаджяна, А. Кронквиста | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иванов А.Л. | Эволюция и филогения растений: учебное пособие | М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518 |
Л1.2 | Кечайкин А.А., Шмаков А.И. | Обзор трибы Potentilleae Sweet (Rosaceae) : Учебное пособие | Барнаул: OOO “Пять плюс”, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1907 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тахтаджян А.Л. | Система магнолиофитов: начное издание | Л.: Наука, 1987 | 4 |
Л2.2 | Камелин Р. В. | Лекции по систематике растений: главы теоретической систематики растений: Учеб. пособ. | Барнаул: Азбука, 2004 | 21 |
Л2.3 | Жизнь растений: В 6 т. / гл. ред. А. А. Федоров.: | М. : Просвещение, 1978-1980 | 17 | |
Л2.4 | П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. | Ботаника: в 4т.: пер. с нем. Т. 3 : Эволюция и систематика. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. - : учебник для вузов | М. : Академия., 2007 | 7 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru | ||
Э6 | Интернет-архив цифровой библиотеки | archive.org | ||
Э7 | Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии | www.biodiversitylibrary.org | ||
Э8 | База данных GenBank «EBI» | www.ebi.ac.uk | ||
Э9 | База данных GenBank «NCBI» | www.ncbi.nlm.nih.gov | ||
Э10 | Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) | bcn.uprrp.edu | ||
Э11 | Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия | rzblx1.uni-regensburg.de | ||
Э12 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Используется программное обеспечение для филогенетических построений MEGA-4, MEGA -5 Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Основы филогении растений и биоинформатика. Дисциплина Основы филогении растений и биоинформатика включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о филогении растений, вероятных местах и времени происхождения основных групп современных растений, их родства между собой. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |