Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Сформировать представление об охране растений и растительного мира в целом как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально- экономические и правовые основы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
ПК-4 | способностью генерировать новые идеи и методические решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Биологические основы охраны растительного мира на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы; определения категорий охраняемых видов растений; основные критерии редкости и угрожаемости растений и фитоценозов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Планировать мероприятия по охране растительного мира в зависимости от особенностей природной ценности территорий; Оценить особенности охраны растительного мира на высокоурбанизированных территориях и пути сохранения растительного мира на загрязненных территориях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Составления программ по охране растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; навыками эколого-просветительской деятельности и пропаганды по охране редких и исчезающих видов растений; методами экологической оценки растительного покрова ООПТ различного уровня. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Охрана растительного покрова как область практической деятельности | ||||||
1.1. | Охрана отдельных видов растений и их популяций.Особенности охраны растений и растительного покрова | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Виды, растений занесенные в Красные книги | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Охрана растительного покрова на высокоурбанизированных территориях. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Охрана растений и растительного покрова при рекреации | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Социально-экономические особенности охраны растительного покрова | ||||||
2.1. | Особенности хозяйственного использования растений как возобновимого природного ресурса. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Экономические аспекты реализации природоохранных решений. Менеджмент и охрана растительного покрова | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда Первомайского и Чарышского районов | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Правовые проблемы охраны растительного покрова. | ||||||
3.1. | Особенности национального законодательства (гражданского, административного и др.) применительно к охране растений. Лесное законодательство. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Мониторинг редких и исчезающих видов растений | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Мониторинг редких и исчезающих видов растений территории Кислухинского и Усть-Чумышского заказников | Сам. работа | 4 | 13 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова | ||||||
4.1. | Пропаганда охраны растений: ее цели и методы. Роль и место негосударственных организаций в охране растительного покрова. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Понятие «особо охраняемая природная территория», их типы и особенности создания и функционирования. Принципы создания систем и сетей особо охраняемых природных территорий. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.5. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. | Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л1.2 | М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко | Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: Учебн. пособие | Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | редкол.: С. И. Авцинов и др. | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 | http://oopt.aari.ru/ref/544 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Справочник. Информационная система "Биоразнообразие России. Ботаника" | www.binran.ru | ||
Э3 | База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях | www.gbif.org | ||
Э4 | Красная книга Алтайского края. Растения и грибы | www.altairegion22.ru | ||
Э5 | Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы). СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э7 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лекции в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам. Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/ СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/ База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях https://www.gbif.org Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Целью освоения учебной дисциплины «Охрана растительного мира» является формирование представления об охране растительного покрова как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально-экономические и правовые основы. Задачами дисциплины являются: создание представления о биологических основах охраны растительного покрова на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы; формирование представления о социально-экономических особенностях охраны растительного покрова; обучение планированию мероприятий по охране растительного покрова в зависимости от особенностей природной ценности территорий, характера действий антропогенных факторов и правоприменительной практики; формирование представления о путях охраны растительного покрова в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями. Дисциплина состоит из 4 разделов. При знакомстве с разделом – «Охрана растительного покрова как область практической деятельности» для магистранта важным является знакомство с биологическими и социально-экономическими основами охраны растительного покрова. В разделе «Охрана отдельных видов растений и их популяций» обучающиеся учатся давать определение категориям охраняемых видов растений. Знакомясь с разделом «Понятие ООПТ, их типы и особенности создания и функционирования» магистранты называют действующие законы и кодексы российского законодательства (природоохранного, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений, растительного покрова. При изучении проблем рекреации и рекреационной дигрессии подготавливается оценка рекреационной емкости какого-либо фитоценоза; оценивается возможная рекреационная дигрессия и пути повышения рекреационной емкости естественного фитоценоза. В разделе «Социально-экономические особенности охраны растительного покрова» обучающимися оцениваются особенности хозяйственного использования растений в качестве возобновимого природного ресурса; экономические аспекты реализации природоохранных решений; расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда. При освоении раздела «Правовые проблемы охраны растительного покрова» рассматриваются особенности реализации природоохранных рекомендаций в существующих социально-экономических условиях с учетом воздействия экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс. Изучая раздел «Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова», магистранты оценивают пути охраны растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; применяют на практике биологические, социально-экономические и правовые сведения для проведения мероприятий по экологическому образованию и просвещению различных групп населения. |