МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация гостиничного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 50 54 50
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация гостиничного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является изучение основ организации гостиничного дела; формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области организации обслуживания туристов в гостиничном комплексе; развитие профессиональных личностных качеств; воспитание интереса к будущей профессии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя
ПК-1 готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы профессионального общения
современные инновационные технологии
виды проектов в туристской индустрии
нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность
возможности применения на практике литературы по самоорганизации и самообразованию
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться специальной литературой по способам организации работы исполнителей гостиничной деятельности
применять на практике способы организации работы исполнителей гостиничной деятельности
планировать и совершенствовать способы организации работы исполнителей гостиничной деятельности
проектировать деятельность в туристской индустрии
поэтапно планировать деятельность в туристской индустрии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретических методов оценки способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
методов внедрения в практику способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
анализа итогов способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
способов поиска нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность
методов использования нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность
методов анализа нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация гостиничного дела
1.1. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Лекции 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Практические 4 12 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.4. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб Лекции 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.5. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб. Должностные характеристики. Практические 4 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.6. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб. Должностные характеристики. Сам. работа 4 16 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.7. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Лекции 4 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.8. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Практические 4 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.9. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Сам. работа 4 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517896
Л1.2 Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация гостиничного дела" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.