МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация гостиничного дела
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация гостиничного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является изучение основ организации гостиничного дела; формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области организации обслуживания туристов в гостиничном комплексе; развитие профессиональных личностных качеств; воспитание интереса к будущей профессии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-3: готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
ПК-9: готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-13: способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию средств гостиниц и иных размещения
классификация гостининых номеров
современные технологии обслуживания
виды проектов в туристской индустрии
нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность
возможности применения на практике литературы по самоорганизации и самообразованию
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться специальной литературой по способам организации работы исполнителей гостиничной деятельности
применять на практике способы организации работы исполнителей гостиничной деятельности
планировать и совершенствовать способы организации работы исполнителей гостиничной деятельности
проектировать деятельность в туристской индустрии
поэтапно планировать деятельность в туристской индустрии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретических методов оценки способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
методов внедрения в практику способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
анализа итогов способов организации работы исполнителей гостиничной деятельности
способов поиска нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность
методов использования нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность
методов анализа нормативно-правовой и технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация гостиничного дела
1.1. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Лекции 4 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Практические 4 12 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Многообразие систем классификации гостиниц. Критерии классификации. Система классификации гостиниц в России. Нормативно-правовая документация. Сам. работа 4 15 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб Лекции 4 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб. Должностные характеристики. Практические 4 12 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Организационная структура гостиницы. Характеристика основных гостиничных служб. Должностные характеристики. Сам. работа 4 19 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Лекции 4 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Практические 4 12 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Технологический цикл обслуживания гостя. Четыре основных гостевых цикла, их характеристика. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-3, ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/430919
Л1.2 Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела : учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/432903
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, Изд-во ОмГТУ, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/446040
Л2.2 Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/438658
Л2.3 Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://www.biblio-online.ru/bcode/447423
Л2.4 Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/432906
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация гостиничного дела" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=388
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.