МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация практик в системе профессионального обучения туризму

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.геогр.н., доцент, Прудникова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Организация практик в системе профессионального обучения туризму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о практике и ее роли в подготовке будущих специалистов (рабочих)в профессиональном обучении туризму в контексте компетентностного подхода;
овладение методикой подготовки, организации и проведения практики будущих специалистов (рабочих)в системе профессионального обучения туризму в контексте компетентностного подхода.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
ПК-6 способностью и готовностью организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности взаимодействия с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами в ходе подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму;
принципы и методы руководства коллективом на этапах подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
сущность профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;
принципы и методы организации и управления процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности в ходе проведения практики в системе профессионального обучения туризму.


3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять взаимодействие с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами в ходе подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму;
осуществлять руководство коллективом на этапах подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности в ходе проведения практики в системе профессионального обучения туризму;
использовать эффективные принципы и методы управления профессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности в ходе проведения практики системе профессионального обучения туризму;



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.взаимодействия с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами в ходе подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму;
принципами и методами руководства коллективом на этапах подготовки, организации и проведения практик в системе профессионального обучения туризму, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
организации и управления процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности в ходе проведения практики системе профессионального обучения туризму;
принципами и методами организации и управления процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности в ходе проведения практики в системе профессионального обучения туризму.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практика как форма организации образовательного процесса в системе профессионального обучения туризму
1.1. Роль и значение практик в системе профессионального обучения туризму Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Роль и значение практик в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Ценностный потенциал практики в системе профессионального обучения туризму в управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) Практические 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Ценностный потенциал практики в системе профессионального обучения туризму в управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Реализация требований ФГОС нового поколения к проектированию практик различных видовв системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Реализация принципа преемственности в целевых, содержательных и технологических характеристиках практик в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Формирование у студентов профессиональных умений и навыков в ходе практики в системе профессионального обучения туризму. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Формирование у студентов профессиональных умений и навыков в ходе практики в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Взаимодействие преподавателя с участниками образовательной деятельности в ходе подготовки, организации и проведения практики в системен профессионального обучения туризму Практические 2 2 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Взаимодействие преподавателя с участниками образовательной деятельности в ходе подготовки, организации и проведения практики в системен профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Взаимодействие преподавателей, осуществляющих подготовку, организацию и проведение практики в системе профессионального обучения туризму, с социальными партнерами Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Реализация компетентностного подхода в процессе организации и прохождения практики различных видов в современном туристском образовании
2.1. Реализация компетентностного подхода в процессе организации и проведения практик различных видов. Требования к формируемым компетенциям педагога в профессиональном туристском образовании Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Системная оценка формируемых в ходе практики компетенций учащихся Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Система педагогической поддержки и оценочная деятельность преподавателя в ходе прохождения студентами практик Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Характеристика и анализ практик различных видов в системе профессионального обучении туризму. Практика как реализация неиммитационных технологий обучения в профессиональном образовании
3.1. Методика подготовки и организации различных видов практик в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Методика проведения различных видов практик в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Роль преподавателя-руководителя практики в организации учебной и внеучебной работы студентов в сфере преподавания туристских дисциплин Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Методика подготовки учебного занятия по дисциплинам туристского блока Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Методика подготовки внеучебного занятия по туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Формирование у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций в ходе практики в системе профессионального обучения туризму Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Виды отчетной документации по итогам практики. Подготовка отчетной документации студентами Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Анализ итогов различных видов практик Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Зачет 2 4 ОПК-8, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень видов оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Войтенко. М.В. Организация гостиничного дела: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Котляревская, И.В. Организация и проведение практик : учебно-методическое пособие Уральского университета, 2014 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276361
Л1.3 Ланда, Б.Х. Туристский поход с проверкой приобретенных навыков: организация, подготовка и проведение : учебно-методическое пособие Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 47037167 от 11.06.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная);
"Модуль природопользователя" - бесплатное средство подготовки отчетности природопользователя, http://rpn.gov.ru/node/5523
QGIS свободная географическая информационная система с открытым кодом, https://qgis.org/ru/site
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.