МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-2 способностью организовывать работу исполнителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину.
1.1. Введение в дисциплину.Цели, задачи дисциплины Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.2. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.3. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Сам. работа 2 23 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.4. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.5. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.6. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
1.7. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Сам. работа 2 22 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
Раздел 2. Структура туриндустрии и организационные основы туристской деятельности
2.1. Структура туриндустрии и организационные основы туристской деятельности Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.2. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.3. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.4. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Сам. работа 2 23 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Услуги в туристской индустрии
3.1. Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
3.2. Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
3.3. Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. Сам. работа 2 26 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
Раздел 4. Теоретические основы формирования, продвижения и реализации туристского продукта
4.1. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
4.2. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
4.3. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Сам. работа 2 28 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
Раздел 5. Туроператорская и турагентская деятельность: виды, формы, основные технологии.
5.1. Туроператорская и турагентская деятельность: понятие и основные функции. Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
5.2. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров. Финансовое обеспечение и единый федеральный реестр.Основные технологии операторского бизнеса.Выставочная деятельность туроператоров и продвижение турпродукта. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
5.3. Туроператорская и турагентская деятельность: понятие и основные функции. Сам. работа 2 29 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
Раздел 6. Особенности организации туристской деятельности в России
6.1. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Лекции 2 1 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
6.2. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
6.3. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Сам. работа 2 28 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
6.4. Экзамен 2 13 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1.Выделите и охарактеризуйте основные подходы к определению туризма.
2.Выставки как инструмент маркетинга, рекламы и продвижения на рынке.
3.Дайте характеристику классам обслуживания.
4.Дайте характеристику сущности туризма.
5.Дайте характеристику факторам содействующим развитию международного туризма и факторам, сдерживающим его развитие.
6.Назвать и охарактеризовать факторы развития экологического туризма.
7.Назовите и охарактеризуйте факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе.
8.Особенности политики ценообразования, основанной на конкуренции.
9.Особенности процесса формирования туристских ресурсов.
10.Особенности таможенных формальностей в соответствии с действующим российским законодательством.
11.Охарактеризуйте понятия «индустрия туризма». Ее составляющие.
12.Понятие и сущность миссии и цели деятельности предприятия.
13.Понятие имиджа и его влияние на развитие туристского бизнеса.
14.Раскрыть сущность понятия «туристическая услуга», её состав, функции.
15.Роль страхового полиса путешественника.
16.Сущность и значение понятия «личные продажи».
17.Технология продвижения туристского продукта
18.Характеристика каналов сбыта туристского продукта и их основные функции.
19.Характеристика медико – санитарных формальностей.
20.Характеристика международного туристского рынка.
21.Характеристика модели правоотношений между туроператорами и турагентами.
22.Характеристика основных видов туризма. Инновационные виды туризма.
23.Характеристика основных и дополнительных услуг, входящих в пэкидж–тур.
24.Характеристика основных нормативных документов для туристического предприятия.
25.Характеристика основных этапов продвижения туристского продукта.
26.Характеристика основных этапов развития туризма в России.
27.Характеристика особенностей взаимодействия туризма с экономикой региона.
28.Характеристика особенностей заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг.
29.Характеристика особенностей культурно – познавательного туризма.
30.Характеристика особенностей мирового развития туризма.
31.Характеристика понятиям «турист», «туризм», «индустрия туризма», «туристский регион», «туристские ресурсы».
32.Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта.
33.Характеристика роли ВТО в управлении туристических формальностей.
34.Характеристика роли государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма.
35.Характеристика системы стимулирования продаж.
36.Характеристика состояния нормативно – правового регулирования в сфере туризма в РФ.
37.Характеристика сущности туристских формальностей.
38.Характеристика технологии проектирования тура.
39.Характеристика технологии разработки туристского маршрута
40.Характеристика технологий организации участия в выставках.
41.Характеристика технологий, применяемых турфирмой при проведении деловых переговоров с представителями иностранной турфирмы
42.Характеристика туризма как социально – экономической системы.
43.Характеристика факторов влияющих на поведение покупателей.
44.Характеристика факторов, от которых зависит выбор организационно – правовой формы туристского предприятия. Виды туристских предприятий.
45.Росстуризм и туристская политика РФ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1.Мировые тенденции развития культурно –познавательного туризма
2.Паломничество как разновидность путешествий
3.Гражданско –правовые средства защиты в сфере туризма
4.Государственно –частное партнёрство как инновационный механизм реализации туристской политики в РФ
5.Проблемы обеспечения общественной безопасности в сфере туризма
6.Направления формирования туристской политики муниципального образования
7.Документационное обеспечение деятельности туристической фирмы
8.Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в РФ
9.Эффективные технологии и инновации в различных видах туризма
10.Современный рынок лечебного туризма в Сибири
11.Туристские кластеры ( на примере)
12.Влияние туризма на развитие Алтайского края
13.Спортивно-оздоровительный туризм и его развитие.
14.Трансграничный туризм на Алтае.
15.Современное состояние туроператоров в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
реферат, контрольные вопросы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.html
Э2 http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
Э3 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э4 http://www.russiatourism.ru/
Э5 Курс в Moodle "Организация туристской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://tourlib.net/lib.htm
http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
ttp://www.russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.