МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Войтенко М.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области педагогики; освоение основ педагогического мастерства; формирование педагогической компетентности и профессиональной готовности к педагогической деятельности
Педагогическое мастерство как система, включающая в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическую технику. Профессиональные качества личности педагога. Педагогическое общение, его функции и структура. Стили руководства и стили педагогического общения. Негативные модели педагогического общения. Метод убеждения в педагогическом процессе. Специфические особенности педагогической речи. Функции и коммуникативные качества педагогической речи. Мастерство педагога в управлении собой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные приемы вербального и невербального поведения с представителями разных социальных групп и культур. Педагогическое мастерство как систему, включающую в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическую технику.

3.2.Уметь:
3.2.1.Применять приемы вербального и невербального поведения с представителями разных социальных групп и культур.
Применять метод убеждения в педагогическом процессе, использовать специфические особенности педагогической речи, с учетом ее функций и коммуникативных качеств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки осуществления межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах коммуникации. иметь навыки педагогического общения, знать его функции и структуру.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы педагогики как науки. Структура педагогики. Туризм как средство воспитания и система образования.
1.1. теоретические основы педагогики как науки. Структура педагогики: воспитание, образование, обучение. Лекции 4 2 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. история педагогики: педагогические системы и выдающиеся педагоги, оказавшие наибольшее влияние на современные педагогические технологии Практические 4 4 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. подготовка рефератов, докладов о педагогических системах и выдающихся педагогах, оказавших наибольшее влияние на современные педагогические технологии Сам. работа 4 30 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. туризм как средство воспитания в современной системе образования Лекции 4 1 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. трудовое, эстетическое, нравственное, экологическое воспитание средствами туризма Практические 4 2 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. изучение возможностей трудового, эстетического, нравственного, экологического воспитания средствами туризма Сам. работа 4 30 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. система современного туристского образования средней и высшей школы Лекции 4 1 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. лучшие школы гостиничного бизнеса: Швейцария, Великобритания, Франция. Система высшего туристского образования в РФ Практические 4 2 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. подготовка рефератов, докладов по проблемам высшего туристского образования Сам. работа 4 32 ОК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Зачет 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузнецов В.В. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сущинская М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования: Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 Под ред. Житенёва С.Ю. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

6.4. Перечень информационных справочных систем

Банк-интернет портфолио педагогов http://bankportfolio.ru/dir/spets_pedagog/13
Сайт педагога-специалиста http://bankportfolio.ru/dir/spets_pedagog/psikhologa/25
Педагогика для всех http://www.pedagogikam.ru/teacher-211.html


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Необходимо задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает Вашу непосредственную подготовку к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Вам необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению, Вы можете обращаться за методической помощью к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Самостоятельная работа студента является средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по учебной дисциплине может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Вы можете дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.