МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 219
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 219 219 219 219
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Буравлев Сергей Николаевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере сервиса.
Задачи курса:
- знать понятие ключевых понятий курса;
- понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе;
- знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса;
- применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере сервиса; организации сервисного предприятия; заключение договоров; заключение споров в сервисной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия гражданского права;
об основах российской правовой системы и законодательства, с учетом социальной политики государства и международного права;
основы правового обеспечения сервисной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в российском законодательстве;
находить необходимые праврвоые документы;
применять полученные теоретические знания об основах правового обеспечения сервисной деятельности на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования правовыми информационными и консультационными системами ( Консультант+, Гарант);
грамотного составления внутренних правовых документов организации;
использования правовых норм в профессиональной деятельности в области сервисной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Основы законодательства Российской Федерации
1.1. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Лекции 4 1 ОК-6
1.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений теории государства и права Практические 4 2 ОК-6
1.3. Изучение положение теории государства и права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Характеристика России как правового демократического государства. - Государство и право древней Руси. Характеристика. - Правовые системы: романно-германская, система общего права, религиозные системы, социалистическая. Сам. работа 4 22 ОК-6
1.4. Основы конституционного права Лекции 4 1 ОК-6
1.5. Основы конституционного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан. Практические 4 2 ОК-6
1.6. Основы конституционного права.Изучение положения Конституции РФ, характеристика и комментарии. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Положения Конституции РФ о правах и свободах граждан. Дифференцировать личные права и свободы граждан, экономические, политические, социальные. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. - Органы государственной власти в РФ. Президент – Государственная дума – Совет Федерации – Правительство – Конституционный суд. Составить таблицу:- порядок формирования – срок полномочий – возрастные ограничения – ограничения по сроку. - Выполнить логическую схему процедуры принятия законов в РФ. Сам. работа 4 22 ОК-6
1.7. Основы гражданского права Лекции 4 1 ОК-6
1.8. Основы гражданского права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений гражданского права Практические 4 1 ОК-6
1.9. Изучение положений гражданского права РФ, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Действие гражданского законодательства во времени. - Обязательства и договоры в сфере образования. - Защита прав потребителей в РФ. Сам. работа 4 22 ОК-6
1.10. Основы семейного права Лекции 4 1 ОК-6
1.11. Основы семейного права. обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений семейного права. Практические 4 1 ОК-6
1.12. Основы семейного права. Изучение положений семейного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Воспитание детей в приемной семье. - Институт брака во Франции. -Институт мусульманского брака Сам. работа 4 22 ОК-6
1.13. Основы трудового права Лекции 4 1 ОК-6
1.14. Основы трудового права - обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений трудового права. Практические 4 1 ОК-6
1.15. Основы трудового права. Изучение положений трудового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Особенности заключения трудового договора индивидуальным предпринимателем с работником. - Разрешение трудовых споров на производстве. - Учеба это работа? Законодательное регулирование учебного процесса. Сам. работа 4 22 ОК-6
1.16. Основы административного права Лекции 4 1 ОК-6
1.17. Основы административного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений административного права РФ. Практические 4 1 ОК-6
1.18. Основы административного права. Изучение положений административного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Соотношение мелкого и злостного хулиганства.(ст.20.1 КоАП и 213 УК РФ). - Мелкое хищение. Понятие Особенности. (ст.7.27 КоАП.). - Смягчающие и отягчающие обстоятельства в административном праве. Сам. работа 4 16 ОК-6
1.19. Основы уголовного права Лекции 4 1 ОК-6
1.20. Основы уголовного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений уголовного права. Практические 4 1 ОК-6
1.21. Основы уголовного права. Изучение положений уголовного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Смертная казнь – цель или необходимость. Основания ее применения судами. - Особенности назначения наказания за клевету и оскорбления. - Виды наказаний в уголовном праве. Сам. работа 4 8 ОК-6
1.22. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права Лекции 4 1 ОК-6
1.23. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права. Практические 4 1 ОК-6
1.24. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права.Изучение положений финансового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Изучить законодательство Алтайского края. Найти правовые документы по изучаемым видам права. Составить список. Охарактеризовать и прокомментировать документы. Основы информационного права Сам. работа 4 8 ОК-6
Раздел 2. Раздел 2.Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса
2.1. Введение. Право в системе общественных отношений. Общие принципы правового обеспечения сервиса. Лекции 4 0 ОК-6
2.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, характеристика и комментарии. Практические 4 1 ОК-6
2.3. Изучить положения конституции РФ, ГК о правах и свободах граждан. Выбрать те, которые имеют важное значение для сферы сервиса. Сам. работа 4 18 ОК-6
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические основы сервиса. Правовое обеспечение сервиса на межнациональном уровне.
3.1. Содержание основных понятий сервиса. Характеристика источников международного туристкого и сервисного права.Международн-правовая регламентация сервисных услуг. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере сервиса. Лекции 4 0 ОК-6
3.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению правовых документов характеризующих международные организации в сфере сервиса. Практические 4 1 ОК-6
3.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по темам: - Международная гостиничная ассоциация. - Международные гостиничные правила. Сам. работа 4 14 ОК-6
Раздел 4. Раздел 4. Государственное регулирование сервиса в РФ.
4.1. Содержание основных понятий гостиничной индустрии. Российская нормативно-правовая база гостиничного сервиса. Общая характеристика правового регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации. Российские национальные администрации в сфере гостиничного сервиса и туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. Основные положения. Распоряжения Правительства РФ. Правила предоставления гостичниничных услуг в РФ. Приказы Минкультуры РФ. Приказы Ростуризма. Национальные стандарты РФ в сфере гостиничного сервиса. Международные стандарты ИСО. Лекции 4 0 ОК-6
4.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы с целью изучения правовых документов, регламентирующих сферу сервиса и туризма в РФ. Практические 4 1 ОК-6
4.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", регулирование гостиничного сервиса. -Закон РФ "О защите прав потребителей " от 07.02.1992 № 2300-1 Ознакомится с основными нормативно-правовыми актами в сфере сервиса федерального уровня и дать их оценку по следующим критериям: а) актуальность; б) степень реализации в настоящий момент; в) эффективность; г)возможности развития Рассмотреть причины внесения изменений и дополнений в Сам. работа 4 7 ОК-6
Раздел 5. Раздел 5. Правовое регулирование услуг сервиса в средствах размещения.
5.1. Классификация средств размещения. Лекции 4 0 ОК-6
5.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. Форма контроля – оценка доклада. Практические 4 1 ОК-6
5.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Государственная классификация средств размещения в РФ. - Правила предоставления гостиничных и туристских услуг в РФ. Изучить основные российские правовые нормы и рекомендательные нормы, регулирующие деятельность средств размещения: Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения и их услугам. Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Правила предоставления гостиничных услуг - Самостоятельная работа по составлению договора между турооператором и гостиницей. - Самостоятельная работа по составлению договора оказания услуг между гостиницей и заказчиком. Сам. работа 4 10 ОК-6
Раздел 6. Раздел 6. Предпринимательское право
6.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность гражданина. Классификация юридических лиц. Хозяйственные товарищества, общества и партнерства: общие признаки и отличительные черты. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций гостиничной индустрии Общие положения об обязательствах. Понятие обязательства и основания его возникновения. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие и классификация сделок. Понятие и условия договора. Заключение, изменение и расторжение. Основные прекращения обязательств. Лекции 4 0 ОК-6
6.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере предпринимательского права. Практические 4 1 ОК-6
6.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Договор купли-продажи. -Договор возмездного оказания услуг в туризме и сервисе. -Содержание договора. Условия договора. Существенные условия договора. -Существенные условия договора. -Непреодолимая сила в договоре. Обстоятельств, которые не относятся к непреодолимой силе. -Изменение и расторжение договора по заявлению сторон. Существенные изменения обстоятельств. -Претензии по договору. Право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Уплата неустойки. Сам. работа 4 20 ОК-6
Раздел 7. Раздел 7. Правовые основы работы сервисного предприятия
7.1. Трудовые отношения в сфере сервиса. Трудовой договор: понятие и виды. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Отдельные виды договорных обязательств в сфере сервиса. Прокат, аренда транспортных средств, зданий и сооружений. Договоры поручения, комиссии. Агентский договор. Возмездное оказание услуг. Договор предоставления гостиничных услуг. Хранение в гостинице. Нормативное регулирование сопутствующих и дополнительных услуг Услуги общественного питания. Туристские и экскурсионные услуги. Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. СПА-услуги. Услуги парикмахерских. Услуги бань и душевых. Прочие сопутствующие услуги Правовые документы организации. Разработка и внедрение нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере сервиса. Лекции 4 0 ОК-6
7.2. Обсуждение документов, деловая игра. Правовые регламентирующие документы предприятия сервиса. - Организация гостиничного предприятия. Процесс государственной регистрация организации работающей в сфере сервиса. Перечень документов. Требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации. Регистрация индивидуальных предпринимателей. Деловая игра «Организация сервисного предприятия». Студенты делятся на группы из 4 человек и начинают разработку проекта необходимых документов для создания собственной фирмы в несколько этапов. А) проведение учредительного собрания с выбором правовой формы предприятия (составление протокола собрания учредителей и Устава); Б) обсуждение и анализ типовых документов, и самостоятельное составление документов необходимых для госрегистрации и сертификции; В) Постановка на учет в соответствующих организациях; – Разработка и внедрение внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере сервиса. Приказы и распоряжения по организации. Внутренний кодекс персонала как внутренние правовые нормы и бренд сервисного предприятия. Практические 4 1 ОК-6
7.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление проектов приказов и распоряжений Самостоятельная работа по посещению налоговой инспекции, администрации района, многофункционального центра по оказанию услуг населению с целью выяснить требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации и индивидуального предпринимателя. Подготовка документов. Сам. работа 4 8 ОК-6
7.4. Экзамен 4 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Сервис. Правовое регулирование в СКС и Т. Очное отделение." https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3682
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Поисковые справочные системы Гарант, Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.