МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению учебных задач и анализу производственных ситуаций в сфере туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Донскова Л.И.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению учебных задач и анализу производственных ситуаций в сфере туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения учебных задач и производственных ситуаций в сфере туризма;
формирование умений конструировать различные типы учебных задач и производственных ситуаций в сфере туризма;
развитие у обучаемых современного профессионально-педагогического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-2 способностью и готовностью создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы поведения в нестандартных производственных ситуациях в сфере туризма;
способы решения нестандартных учебных задач в сфере туризма;
меру ответственности за принятые решения нестандартных учебных задач и производственных ситуаций в сфере туризма;
пути создания условий для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) посредством решения учебных задач и анализа производственных ситуаций в сфере туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять оптимальные способы поведения в нестандартных производственных ситуациях и решать нестандартные учебные задачи в сфере туризма;
анализировать производственные ситуации в сфере туризма;
нести ответственность за принятые решения нестандартных учебных задач и производственных ситуаций в сфере туризма;
создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) посредствам решения учебных задач и анализа производ-ственных ситуаций в сфере туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа производственных ситуаций в сфере туризма;
навыками определения оптимальных способов поведения в нестандартных производственных ситуациях и решения нестандартных учебных задач в сфере туризма;
ответственностью за принятые решения нестандартных учебных задач и производственных ситуаций в сфере туризма;
навыками создания условий для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) посредством решения учебных задач и анализа производственных ситуаций в сфере туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы и технология решения учебных задач в сфере туризма
1.1. Стратегия и тактика педагога в решении профессиональных задач. Роль системы психолого-педагогических знаний, индивидуального и коллективного опыта педагогической деятельности в решении профессиональных задач, личностных особенностей педагога. Практические 2 4 ОК-2, ПК-2 Л2.1
1.2. Иерархия и последовательность решения профессиональных задач. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
1.3. Этапы решения профессиональной задачи Понимание уровня сложности возникшей задачи. Возможная декомпозиция общей Задачи. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
1.4. Решение производственных задач и разработка производственных ситуаций. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
1.5. Выбор методов и средств решения задачи. Осуществление действий, направленных на достижение принятых решений. Оценка результативности осуществляемых действий на каждом этапе решения профессиональной задачи. Внесение, в случае необходимости, корректив в деятельность по решению задачи Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
Раздел 2. Алгоритм решения профессиональной задачи педагога
2.1. Коллективная выработка и обоснование критериев решения профессиональных задача в сфере туризма. Алгоритм решения профессиональной задачи; оценка её решения. Анализ эффективности собственной педагогической деятельности. Основные формы психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, тренинги, деловые игры. Практические 2 4 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.2. Проектирование различных форм психолого-педагогического взаимодействия в конкретной социальной ситуации. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.3. Технология решения профессиональных задач (репродуктивные технологии, продуктивные, алгоритмические). Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.4. Способы и процесс решения педагогической задачи в сфере туризма. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.5. Этапы решения педагогической задачи. Классификация ситуаций принятия решения. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.6. Алгоритм анализа педагогической задачи. Технологии проектирования, моделирования педагогических ситуаций. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.7. Проектирование индивидуальных педагогических систем. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций. Управление конфликтом. Проектирование и моделирование различных игровых ситуаций. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-2 Л2.1
2.8. Зачет 2 4 ОК-2, ПК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Войтенко, М.В. Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования : монография Изд-во АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение педагога успешно решать учебные задачи и анализировать производственные ситуации - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями учащегогся.
Прежде всего будущие преподаватели должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии учебных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии учбно-профессиональных задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать учебные задачи и анализировать производственные ситуации требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к практическим занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.